Арманд Хаммер является одной из наиболее таинственных и противоречивых фигур среди американских бизнесменов прошлого века. И дело здесь не в том, что на протяжении жизни он получал многомиллионные доходы, а после смерти от него остались не менее многомиллионные долги – в истории капитализма таких случаев предостаточно. Уникальность Арманда Хаммера заключается в том, что он одним из первых и немногих представителей делового мира США начал вести успешное сотрудничество сначала с Советской Россией. Для ХХ столетия, ознаменованного жёстким идеологическим противостоянием СССР и Штатов, «холодной войной», это очень любопытный случай.
К связи с Россией Арманда Хаммера, родившегося 21 мая 1898 года в Нью-Йорке, подталкивала сама история его семьи. Во-первых, его родители и родственники были выходцами из Одессы. Именно из этой «жемчужины у моря» Российской империи перебрался в США его отец, Джулиус Хаммер. Во-вторых, Джулиус Хаммер, по профессии врач гинеколог, был ярым приверженцем социалистических идей и стал одним из основателей американской социалистической партии. Так что все козыри для сближения с Россией после 1917 года у Арманда Хаммера были на руках. Правда, первый визит в Советскую Россию оказался связан для него с не слишком приятными обстоятельствами. Ему нужно было взыскать с русских должников около 150 тысяч долларов, которые те не вернули фармацевтической компании его отца. Сам Джулиус Хаммер к тому моменту (1921 год) находился в тюрьме по обвинению в произведении незаконного аборта, в результате которого умерла женщина. По сей день существует версия, что в действительности операцию проводил Арманд (тогда он был студентом-медиком, в 1921 году получил степень доктора медицины, хотя никогда в дальнейшем не практиковал) и отец просто прикрыл сына.
Как бы то ни было, в 1921 году Арманд Хаммер оказался в Советской России. Здесь он встретился с главой советского правительства Владимиром Лениным. Точное содержание беседы совсем ещё молодого тогда человека и одного из выдающихся политических деятелей в истории неизвестно, однако наверняка Хаммер использовал для сближения те факты, что его предки родом из России, а отец так и вовсе практически большевик, пусть и американский. В результате Хаммер стал одним из главных посредников между советским правительством и теми американскими компаниями, которые были заинтересованы в ведении дел с теми, «кто сейчас у русских главные». Среди клиентов Хаммера были такие крупные американские компании, как Ford Motor и Underwood Typewriter, которые выплачивали ему определённый процент от сделок с Советами, да и о своём бизнесе он не забывал – 21 октября 1921 года компания Хаммера Allied Drug Chemical Corporation подписала договор с Народным комиссариатом внешней торговли РСФСР о поставках пшеницы из Америки в обмен на драгоценности из Гохрана, чёрную икру и пушнину. Вскоре Хаммер практически полностью перенёс центр деловой активности своей компании в СССР, он даже переехал в Москву и жил здесь в течение восьми лет вплоть до начала 1930-х годов. За это время он не только проводил торговые операции и участвовал в советско-американских сделках в качестве посредника, он также участвовал в создании крупнейшего в нашей стране завода по производству аммиака (впоследствии известного как «Тольятти Азот») и первой карандашной концессии, после преобразованной в Московский завод пишущих принадлежностей. В России он обзавёлся первой женой, певицей Ольгой Вадиной, которая называла себя дочерью белогвардейского генерала фон Рута. Свадьба состоялась в 1927 году, а в 1929 году у пары родился сын (правда, Хаммер до конца жизни испытывал сомнения в своём отцовстве).
Но уже в конце 1920-х годов стало очевидно, что выгодная для Хаммера деятельность в СССР подходит к концу – новая экономическая политика, характеризовавшаяся активностью рыночных элементов и широким сотрудничеством с капиталистическим Западом, начала сворачиваться. Наступало время коллективизации и индустриализации, и в этих условиях условий для прежней жизни Хаммера в России не было. Правда, и из своего отъезда он смог извлечь выгоду – уезжая, он скупил множество предметов русского искусства и драгоценностей, которые затем с успехом были проданы за границей.
Арманд Хаммер так до конца жизни – а жил он долго, до 1990 года – и остался в сознании американского общества «красным миллионером», человеком, имеющим особые отношения с коммунистическим строем. Да и сам он никогда не скрывал своей симпатии к СССР – после смерти Сталина и до Андропова Хаммер регулярно встречался с руководителями советского государства в тёплой атмосфере. Правда, мультимиллионером благодаря сотрудничеству с СССР он не стал. Заработал он действительно прилично, достаточно для того, чтобы в 1950-е годы основать собственную нефтяную компанию Occidental Petroleum, которая к концу 80-х входила в число 20 крупнейших индустриальных фирм Америки. Но заложить базу для настоящей «империи» Хаммер не смог – во многом плохую службу ему сослужили авантюристические наклонности и привычка к работе в условиях тоталитарного государства. В результате после смерти Арманда Хаммера в декабре 1990 года выяснилось, что помимо его 40-миллонного состояния у него имелись и грандиозные долговые обязательства почти на полмиллиарда долларов. Всё-таки понятие в понятии «красный миллионер» изначально было что-то ненадёжное и почти противоестественное…
Александр Бабицкий