В нашей жизни огромное количество знаменитостей из самых разнообразных областей деятельности, от спорта до политики, от кино до радио. Но есть очень небольшое число людей, имена которых стали нарицательными. Если о ком-то говорят «прямо как Брюс Ли», не нужно дополнительно объяснять, что человек проявил себя в единоборства. Если кого-то именуют «Шумахер», то всем и каждому понятно, что связано это с вождением, филигранным или просто очень быстрым, автомобиля. Когда же произносят «Дисней», то это звучит как синоним мультипликации в целом и многие люди удивляются, когда узнают, что существовал реальный человек по имени Уолтер Элиас Дисней.
Уолт Дисней родился в Чикаго 5 декабря 1901 года, его отец Элиас был канадцем ирландского происхождения, мать Флора относилась к числу американок немецкого происхождения. Довольно быстро, в 1906 году, семья Диснеев приняла решение, что жизнь в большом и стремительно развивающемся городе не для них, и переехала на ферму в городок Марселин, штат Миссури, а затем в Канзас-сити. Так что, основное детство Уолтера прошло именно в сельской обстановке, где и проявилась его склонность к рисованию. Элиас Дисней был типичным работягой, работал сначала плотником, потом строительным подрядчиком, к нефизическим видам деятельности относился с презрением, поэтому и тягу сына к искусству не поощрял. К тому же на первых порах у семьи просто не было денег на карандаши, краски и бумагу. Поэтому первые свои рисунки Уолтер делал смолой на стене дома. На серьёзную мысль связать свою жизнь с рисованием его натолкнул случай, когда один из соседей заплатил ему 7 центов (неплохие деньги для мальчишки того времени) за рисунок лошади на обрывке бумаги.
В 1918 году Уолтер Дисней поступил в американскую армию и отправился на французский театр боевых действий Первой Мировой войны. Правда, его, как несовершеннолетнего, отправили служить в качестве водителя санитарной машины Красного Креста. Вернувшись в 1919 году в Канзас-Сити, Дисней занял пост художественного директора коммерческой студии, где он, совместно с художником Убом Айверксом создавал рекламные киноролики. Но Уолт мечтал пробиться в Голливуд и вскоре отправился в Лос-Анджелес, который встретил его, как и большинство новичков, не слишком гостеприимно – на всех киностудиях его художественные навыки остались невостребованными. Единственную работу, которую ему вроде как удалось получить, так это работа статиста в одном из кинофильмов, но вскоре выяснилось, что соответствующие сцены решено не снимать. И Уолт Дисней понимает, что нужно создавать собственное дело. Так, в 1923 году появляется анимационная студия The Walt Disney Company, которая к моменту смерти Диснея в 1966 году сделает его одним из известнейших людей мира, а его детище одной из ведущих структур в мировом шоу-бизнесе – более ста картин и 26 премий «Оскар» (не считая десятков других наград) чего-то да стоят.
Между тем, история Диснея как бизнесмена не менее увлекательна, чем история успеха Диснея как мультипликатора, режиссёра, продюсера и вообще как одержимого мультипликацией человека (не зря ведь он говорил, что любит Микки Мауса больше, чем всех женщин в своей жизни). Ворочающая ныне миллиардами долларов The Walt Disney Company начиналась с того, что в Лос-Анджелесе Уолт практически экспроприировал у своего дяди Роберта заброшенный сарай, прибавил к этому всю имевшуюся наличность (40 долларов), привлёк в компаньоны брата Роя, только что выписавшегося из военного госпиталя с оставшимися 250 долларами, и заняв на стороне ещё 500 долларов. С этими деньгами, потраченными на всё необходимое для создания мультфильмов, братья Дисней начинают свой путь. Практически сразу они натыкаются на один из подводных камней шоу-бизнеса - в 1927 года студия, с которой они сотрудничали, практически украла у них их первого мультипликационного персонажа, удачливого кролика Освальда. Но Диснеи продолжали двигаться вперёд, сначала получив правительственный заказ на производство учебных фильмов, а затем создав нового персонажа, мышонка, которого сначала звали Мортимер, а потом Микки Маус. Именно успех Микки Мауса стал тем финансовым спасательным кругом, который помог Диснею подняться на борт корабля под названием «Успех».
И уже следующий крупный проект студии, легендарный мультфильм «Белоснежка и семь гномов», стоил студии полтора миллиона долларов (немыслимый для мультфильмов того времени бюджет) и трёх лет работы. Но этот проект прославил Диснея и принёс его компании к настоящему времени почти 200 миллионов долларов. Практически каждый из последующих дорогостоящих мультфильмов Уолта приносил большую прибыль, но ему было мало отдельных проектов, он хотел создать нечто глобальное. И вот в 1955 году в Калифорнии открылся первый «Диснейленд», стоивший 17 миллионов долларов, но за несколько лет не только окупившийся, но и принесший многократную прибыль. После смерти отца основателя The Walt Disney Company несколько сдала позиции, пока в середине 1980-х годов не была произведена реструктуризация компании, не была внедрена новая маркетинговая стратегия, заключавшаяся в активном проникновении на кинорынок и в целом в сферу развлечений. Результатом стало то, что к началу нового столетия годовой оборот компании составил около 25 миллиардов долларов, а численность работников по всему миру превысил 100 тысяч человек. Да, Уолт Дисней говорил, что не создаёт фильмы для заработка денег, а зарабатывает деньги для создании фильмов. Но у него и его преемников очень хорошо получилось это совместить.
Александр Бабицкий