Средства массовой информации уже давным-давно именуют «четвёртой ветвью власти», подчёркивая тем самым то огромное влияние, которое пресса, радио и телевидение (а с недавних пор и Интернет) могут оказывать на общественное мнение, на действие тех или иных партий и государственных органов. Одну из главных ролей в этом сыграл Уильям Херст, человек, которого до сих пор считают как отцом СМИ нынешнего типа, так и одним из наиболее одиозных фигур в истории журналистики.
Уильям Рэндольф Херст появился на свет 29 апреля 1863 года, местом этого события стал Сан-Франциско. Его отец, Джордж Херст, был владельцем крупных месторождений серебра, в силу этого обстоятельства был миллионером и, кроме всего прочего, выкупил газету San Francisco Examiner. Уильям, выросший в роскоши, с юных лет подавал большие надежды, так как обладал несомненным природным обаянием, остроумием, журналистскими способностями. Однако его энергия не поддавалась никакому контролю, Херст-младший не признавал никаких границ и ограничений. Уже тогда в нём проявилась склонность к журналистике особого рода, рассчитанной в первую очередь на привлечение внимание. За первые эксперименты такого рода Уильям был исключён из Гарварда за публикацию в университетском журнале оскорбительной для преподавателей статьи (позднее он всё же получил гарвардский диплом благодаря влиянию отца). Зато он понял, что хочет заниматься именно журналистикой, остальной отцовский бизнес его не интересовал. Набравшись журналистского опыта в газете The New York World знаменитого Джозефа Пулитцера, в 1887 году Уильям убеждает отца передать в его управление San Francisco Examiner, чтобы начать собственную издательскую карьеру.
Ошеломляющая карьера Уильяма Херста как одного из столпа мировой прессы началась с того, что он кардинально поменял редакционную политику издания и всю направленность его деятельности. Главным критерием ценности материала стала его сенсационность. Журналисты не должны были утруждать себя перепроверкой истинности тех или иных громких сообщений и уж тем более не обращать внимания на их этическую сомнительность, главным было добиться громкого заголовка на первой странице, который бы привлекал глаз (составлением первой полосы Херст занимался собственноручно). Благодаря такой установке тираж San Francisco Examiner за год, пока ею занимался Херст-младший, удвоился вдвое. Однако в 1888 году он из-за газеты рассорился с отцом – издание стало активно обвинять городских чиновников и частные компании. являющиеся монополистами в сфере водо- и теплоснабжения и транспорта, в коррупции и завышении тарифов. Херст-старший испортил отношения со многими влиятельными людьми из-за действий сына, и потребовал от того прекратить его журналистскую деятельность. Уильям отказался, в результате отец прекратил финансирование газеты и лишил его наследства. Впрочем, после смерти отца его 25 миллионов долларов отошли матери Уильяма, которую тот убедил выделить ему 6 миллионов на расширение своего издательского дела.
Расширение это заключалось в приобретении за 100 тысяч долларов заштатной нью-йоркской газетёнки New York Morning Journal, имевшей всего-навсего 30 тысяч экземпляров тиража. Но Херст использовал полученные от матери деньги для того, чтобы нанять лучших журналистов и снизить цену за номер до символического одного цента. Эти шаги выдвинули его в авангард прессы Нью-Йорка, где он неминуемо столкнулся с тогдашним «королём», Пулитцером. Война была неизбежна, и Херст ее выиграл – он банально перекупил лучших журналистов, работающих у Пулитцера, и дал им установку работать в том же направлении, что и его San Francisco Examiner: сенсация любой ценой. Хрестоматийной стала история о роли, сыгранной Херстом и его изданиями в кубинском кризисе 1895-1898 годов и кратковременной испано-американской войне. На протяжении долгого времени газеты Херста без особых оснований распространяли данные о зверствах испанцев на Кубе, всячески подталкивая американское общество к мысли о необходимости военного противостояния. Для этого, в частности, в 1898 году было опубликовано украденное из испанского посольства личное письмо посла, в котором тот не совсем лестно отзывался об американском президенте. Наконец, в начале 1898 года, когда корреспондент на Кубе сообщал, что нет никаких предпосылок к войне и спрашивал разрешения вернуться, Херст ответил: «Вы обеспечьте репортажи, а войну обеспечу я». Так что, когда 15 февраля 1898 года в порту Гаваны при так и не выясненных до сих пор обстоятельствах взорвался американский броненосец Мэн, что послужило поводом для войны США против Испании, поговаривали, что к этому причастен Уильям Херст. Так это или нет, неизвестно, зато известно, что после начала войны тираж New York Morning Journal вырос до 5 миллионов экземпляров.
Развивая свой бизнес в подобном ключе, в 1920-е годы Херст достиг пика своего могущества и богатства. В 1924 году все свои газеты, журналы, радиостанции и киностудии (к тому времени первый настоящий медиа-магнат в истории активно вкладывал средства в новые средства коммуникации) он объединил в компанию Hearst Consolidated Publishers Inc., стабильность и финансовая успешность которой во многом держалась на громогласные заявления о стабильности и успешности из уст подконтрольных Херсту СМИ. И даже Великая Депрессия лишь пошатнула, но не разрушила империю Херста, он сделал это сам, когда попытался оказывать слишком явное и прямое воздействие на политическую жизнь. Первоначально поддержав приход к власти Франклина Рузвельта, впоследствии Херст оказался недоволен антикризисными действиями новой администрации, в частности, поддержкой профсоюза работников прессы. В 1936 году Херст пытался всячески противиться переизбранию Рузвельта на второй срок, но его попытки оказались тщетными. В ответ в 1937 году власти начали атаку на зарвавшегося владельца медиа-пирамиды: начались налоговые проверки, арест счетов, публикации о финансовой недобросовестности Херста и, наконец, в 1941 году вышел гениальный фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», в неприглядном главном герое которого современники без проблем узнавали фигуру Херста. В результате Херст потерял более половины газет и журналов, радиостанцию и кинокомпанию и был вынужден выплатить вкладчикам Hearst Consolidated Publishers Inc. 50 миллионов долларов из собственных средств. Впрочем, финансовую независимость Херст сохранил до самой смерти в 1951 году, при этом больше не предпринимая попыток оказания влиянии на политическую жизнь. Его пятерым детям досталась в наследство вполне боеспособная компания, которую в 2000 году Рэндальф Херст, последний из них, завещал своим пятерым дочерям. В XXI век детище первого медиа-магната в истории вошло с 12 ежедневными газетами, 16 журналами, 27 телестанциями, несколькими кабельными телеканалами и стоимостью в 5 миллиардов долларов.
Александр Бабицкий