Его называют самым умным и самым странным человеком в мире. Ему предлагают огромные, причем честно заработанные деньги, а он раздраженно бросает в ответ: «Оставьте меня в покое!». Григорий Перельман, предложивший логическое обоснование одной из так называемых «проблем тысячелетия», похоже, сам останется для человечества непостижимой загадкой. Его поведение не в состоянии объяснить никакая из существующих точных наук.
В математике названо семь сложнейших задач, за решение каждой из которых Математический институт Клэя гарантирует выплату премии размером в миллион долларов. Они и подразумеваются под проблемами тысячелетия, и, собственно, теперь их уже не семь, а шесть, ведь гипотеза Пуанкаре блестяще доказана Григорием Перельманом. Суть ее сводится к тому, что любое трехмерное пространство без дыр можно приравнять к растянутой сфере. По мнению ученых, доказательство этой гипотезы, предложенное Григорием Перельманом, дает четкое представление о форме Вселенной: она и оказывается той самой трехмерной сферой. Теоретически ее можно «стянуть» в одну точку и «растянуть» обратно. Таким образом, доказательство гипотезы Пуанкаре служит подтверждением другого научного предположения: Вселенная произошла из точки в результате некоего Большого взрыва.
История вундеркинда
Гриша Перельман еще в детстве был необычным ребенком и заметно выделялся из массы сверстников. Он коренной петербуржец, родился в 1968 году в семье инженера-электрика и преподавателя математики. Неподдельный интерес к «королеве наук» у Григория впервые пробудился в классе в пятом. Он стал завсегдатаем математического центра для одаренных детей, организованного при ленинградском Дворце пионеров. Этой своеобразной «школой вундеркиндов» руководил доцент РГПУ Сергей Рукшин. Позже по его совету Григория перевели из обычной общеобразовательной школы на окраине города в «продвинутую» физико-математическую под номером 239.
Первое мировое признание Григорий Перельман получил, будучи еще четырнадцатилетним подростком на Международной математической олимпиаде в Будапеште. Он легко и виртуозно расправился со всеми предложенными на конкурсе заданиями и получил высший балл. Впрочем, в школе отличные оценки Перельман получал почти по всем предметам. Учителя уже представляли его в числе золотых медалистов, но он в последний момент не смог сдать нормы ГТО по физкультуре. Как образцово-показательный вундеркинд, Григорий делал успехи и в музыкальной школе, а также неплохо играл в теннис.
На мехмат Ленинградского госуниверситета одаренного юношу приняли без вступительных экзаменов. Он по праву считался одним из лучших студентов вуза и получал Ленинскую стипендию. Закончив вуз с красным дипломом, он без труда прошел подготовку в аспирантуре и получил кандидатскую ученую степень. Некоторое время Перельман работал старшим научным сотрудником в математическом институте имени Владимира Стеклова, а затем почти семь лет преподавал в различных университетах США. Американских коллег он приводил в изумление некоторыми своими бытовыми привычками. В частности, он не признавал никаких других продуктов, кроме хлеба, сыра и молока.
Не в деньгах счастье
В начале девяностых отец молодого математика Яков Перельман эмигрировал в Израиль, а мать, Любовь Лейбовна, осталась жить в Питере, в скромной однокомнатной квартире. Григорий на тот момент находился в «гастрольном» туре по Америке. Он мог бы оттуда последовать за отцом, но предпочел вернуться в Россию и находиться рядом с матерью. Попыток завести собственную семью ученый никогда не предпринимал, даже любовных романов за ним не водилось. До 2005 года он работал в ПОМИ, но затем неожиданно ушел оттуда и разорвал все связи с бывшими коллегами.
Свои размышления, связанные с гипотезой Пуанкаре, математик выкладывал в интернет за подписью «Гриша Перельман». На них обратило внимание мировое научное сообщество. В 2006 году ему присудили премию «Медаль Филдса» и пригласили на торжественную церемонию награждения в Мадрид. Перельман туда не поехал, несмотря на то, что учредители премии готовы были взять на себя все расходы и хлопоты, связанные с поездкой. «Деньги и слава меня не интересуют. Я не хочу, чтобы меня выставляли на всеобщее обозрение, как животное в зоопарке. Я также не являюсь таким уж успешным, поэтому я не хочу, чтобы на меня все глазели», - заявил Григорий Яковлевич.
Когда Институт Клэя присудил ему свой знаменитый миллион долларов, в интернете начались жаркие дискуссии на тему: «Возьмет наш Гриша деньги или нет?». Не взял. И поверг все здравомыслящее общество в ступор, ведь благодаря соседям математика мир узнал, что живет он в крайней бедности, если не в нищете. В его квартире, по слухам, много лет не было даже элементарного косметического ремонта, она кишит тараканами, а из предметов мебели Перельман располагает лишь старой кроватью, столом и стулом. В общем, лишние деньги бы ему явно не помешали. Но он практически никуда не выходит из дома, и наладить с ним контакт не удавалось еще ни одному мастеру ведения переговоров.
«Мы ни с кем не общаемся, потому что о нас все время неправду пишут, - отважилась однажды заявить приставучим журналистам мать Григория Любовь Лейбовна. – Нам не надо ни славы, ни денег, мы просто хотим жить спокойно». Не зря психологи говорят, что у каждого человека свое представление о счастье. Для гения Перельмана оно, видимо, эквивалентно вовсе не миллионам долларов и не всемирной славе, а чему-то иному. Просто есть еще на свете вещи, перед которыми наука бессильна.
Светлана Усанкова