Сложно найти государство, в котором бы хорошо относились к политикам – такова специфика этого рода деятельности. Ещё сложнее обнаружить страну, в которой бы к государственным деятелям относились со столь гремучей смесью недоверия, насмешки, ненависти и надежды, как в России – такова специфика этой страны и такова специфика политиков в этой стране. И невозможно найти в России человека, который бы без симпатии относился к такому неоднозначному политику, каковым являлся Виктор Степанович Черномырдин – такова уникальность этой личности.
«Я вырос в атмосфере нефти и газа»
Виктор Степанович Черномырдин родился 9 апреля 1938 года в селе Чёрный Отрог, основанном в первой половине XIX столетия выходцами с Украины и Воронежской губернии, Гавриловского района (ныне – Саракташский район) Чкаловской области РСФСР (современная Оренбургская область РФ). Вряд ли в Чёрном Отроге возможно найти представителей других социальных групп, нежели пролетариат, так что и родители Виктора Степановича, Степан Маркович и Марфа Петровна, были обыкновенными советскими трудящимися, воспитывавшими пятерых детей, из которых будущий премьер-министр России был четвёртым по счёту. Ни для кого не является секретом, что блестящих успехов в области образования Черномырдин никогда не добивался, как и не являются секретом его «тройки» в школьном аттестате. Однако посредственные оценки не помешали ему сделать блистательную карьеру сначала в рамках советского хозяйственно-партийного строя, а затем и карьеру политическую в условиях народившейся российской демократии. После окончания Орского технического училища Черномырдин с 1957 по 1960 годы отслужил в армии, а затем начал свою трудовую деятельность на Орском нефтеперерабатывающем заводе машинистом.
К моменту же появления демократического российского государства, то есть через тридцать лет после возвращения из рядов Советской армии, Виктор Черномырдин был председателем правления государственного газового концерна «Газпром». Чуть ранее он несколько лет проработал министром газовой промышленности СССР, являясь членом ЦК КПСС с 1986 по 1990 годы.
В Российской Федерации Виктор Степанович в декабре 1993 года занял по представлению президента Ельцина пост Председателя правительства, на котором и оставался вплоть до 1998 года. В 2001-2009 годах Черномырдин работал чрезвычайным и полномочным послом России в Украине, в последние же месяцы жизни находился на должности советника Президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами СНГ. Виктор Степанович прожил со своей супругой, Валентиной Фёдоровной, почти полвека, с 1961 по 2010 годы, у них было двое сыновей, четверо внуков и один правнук. 12 марта умерла Валентина Фёдоровна Черномырдина, в ночь со 2 на 3 ноября после продолжительной болезни скончался Виктор Степанович Черномырдин. Объявлено, что похоронен он будет на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой супруги.
В харизме надо родиться
Таковы статистико-биографические сведения о жизни Виктора Степановича Черномырдина. Однако уже сейчас никто не может оспорить тотфакт, что Черномырдин вошёл в историю отнюдь не как политический или хозяйственный деятель, хотя значимых и подчас спорных шагов (вспомнить хотя бы неоднозначную роль Виктора Степановича в переговорах с террористами в Будённовске) в его послужном списке предостаточно. Но притом, что никто не сомневался в его масштабности как государственного деятеля, отношение к нему в России было особым. Черномырдин был уникальным явлением – политиком, который говорил то, что думал. Поначалу это воспринималось с откровенной издёвкой, благодаря, в первую очередь, сомнительной грамотности Виктора Степановича и его довольно спорным способностям в ораторском искусстве. Затем его выражения, составившие отдельный пласт российского современного фольклора, стали воспринимать серьёзнее. С народными мудростями не поспоришь, а Черномырдин, казалось, иначе как народными мудростями собственного сочинения и разговаривать не умел. И нет ничего удивительного, что в памяти Виктор Степанович останется не как министр газовой промышленности, глава «Газпрома», премьер-министр или посол, а как человек, сказавший:
- хотели как лучше, а получилось как всегда;
- и на этом я бы хотел… И хочу… И буду хотеть;
- правительство - это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком;
- в харизме надо родиться;
- сегодня ничего, завтра ничего, а потом спохватились - и вчера, оказывается, ничего;
- отродясь такого не видали, и вот опять!
- секс - это тоже форма движения;
- мы всегда можем уметь;
- всем давать - давалка сломается!
- какую бы общественную организацию мы ни создавали - получается КПСС;
- у меня к русскому языку вопросов нет,
и многое, многое, многое другое. И ведь ни с чем из сказанного не поспоришь…
Александр Бабицкий