Преступления нацистского режима против человечности хорошо известны. А вот о такой стороне гитлеровского почти удавшегося завоевания Европы, как вывоз в Германию огромного количества произведений искусства из покоренных стран, знают далеко не все. Между тем это одна из наиболее интересных страниц истории Второй мировой войны, раскрывающая особенности Третьего рейха с новой стороны.
Разграбили советские фонды
В действительности проблема изъятия фашистами культурных ценностей из покоренных европейских государств по сей день остается одним из сложнейших вопросов военной и послевоенной истории. Потому что, во-первых, очень сложно точно подсчитать число произведений искусства, которые были захвачены нацистским режимом, во-вторых, практически невозможно разобраться в хитросплетении обстоятельств, кому в настоящий момент должны принадлежать эти произведения и где конкретно они находятся. Большинство исследователей этого вопроса, как историков, так и искусствоведов, полагают, что за годы войны немцами было, по сути, разграблено не менее 20 % всех коллекций произведений искусства, находившихся на территории Европы. Достаточно вычесть в уме культурные ценности, находившиеся в непокоренной Великобритании, в союзной Германии фашистской Италии и в сохранявшей дружеский нейтралитет франкистской Испании, а также те произведения искусства, которые успели эвакуировать из музеев Советского Союза, получится, что гитлеровцы наложили руку едва ли не на все, на что только могли.
Причем особенно бесцеремонно они обходились с коллекциями в Восточной Европе. Так, уже после окончания войны пришлось фактически заново создавать Государственную картинную галерею в Минске: немцы уничтожили или вывезли в Германию все фонды (по неполной описи вывезенных картин было утеряно более 1,5 тысяч произведений искусства). Но и эти потери, как бы страшно это ни звучало, выглядят каплей в море по сравнению с общесоветскими потерями в результате катастрофических первых месяцев войны. При том, что точная цифра размеров ущерба не определена, известно, что всего пострадало более 420 музеев и свыше 4 тысяч библиотек, что составило потери в размере не менее 1 миллиона 100 тысяч произведений искусства.
Прошерстили всю Европу
Западная Европа, безусловно, также пострадала в этом плане от немецко-фашистских захватчиков. К примеру, на сегодняшний день установлено, что у проживавших в Бельгии и Франции коллекционеров еврейской национальности с 1940 по 1944 годы было принудительно изъято около 20 тысяч предметов искусства. Однако при этом необходимо отметить такую особенность: если на восточном направлении гитлеровцы вывозили произведения искусства под чистую, намереваясь полностью лишить неполноценные народы их культурного наследия, то на Западе они вели себя иначе. Конечно, особую роль здесь сыграло то преклонение, с которым относился лично Гитлер к классической французской культуре. Перед началом боевых действий на западном направлении немецким войскам было дано распоряжении соблюдать правила Гаагской конвенции, для охраны объектов культуры были созданы специальные подразделения, а Лувр работал все время нацистской оккупации, и оттуда ничего не пропало.
Любовь Гитлера к искусству
Разумеется, изъятия произведений искусства в таких масштабах, в каких они осуществлялись гитлеровцами, не могли осуществляться без неких глобальных мотивов. Таковыми были две напрямую связанные друг с другом установки. Во-первых, унизить покоренные народы, указать им их место в самом низу нового мирового порядка, закрепить их статус людей и наций второго, третьего, четвертого сортов. Во-вторых, для самовозвеличивания арийской нации нужны были не только пропагандистские лозунги, но и нечто конкретное, осязаемое, материальное - и шедевры искусства, культурные ценности подходили для этого лучше всего. В конце концов, для обывательского сознания не так уж и важно, какой по национальности художник стал автором того или иного шедевра - важно, в чьих руках находится шедевр. Владелец шедевра в восприятии нацистов становился отчасти автором произведения.
Но особый размах «собиранию» культурных ценностей по всей Европе придал, несомненно, личный интерес нацистского фюрера, Адольфа Гитлера. Одной из его навязчивых идей было создание колоссального музея в австрийском городе Линце, в своих родных краях. Собственно, во многом под это мероприятие, которое планировали осуществлять уже после победоносного окончания войны, фашисты и грабили музеи и частных коллекционеров Европы. И Гитлер даже уже начал строительство музея, спроектированного его придворным архитектором Альбертом Шпеером, однако его пришлось прекратить из-за войны. Уже собранную по личным вкусовым пристрастиям Гитлера коллекцию перевезли из опасения бомбежек в надежное подземное бомбоубежище. Эта коллекция, предназначенная стать основой будущего Музея фюрера, уже выставлялась в Линце для общественного посещения, и составляла 4731 экспонат (живопись, гобелены, фарфор). Составленная в основном стараниями одного из лучших музейных кураторов Германии Гансом Поссе, эта так называемая личная коллекция Гитлера включала в себя произведения классических западноевропейских (то есть «истинно арийских») мастеров: Дюрера, Гольбейна, Кранаха, Буше, Микеланджело и других. В мае 1945 года коллекция была обнаружена английскими и американскими союзниками (им ее выдал один из искусствоведов, работавших на Гитлера, чтобы выторговать себе поблажки) и впоследствии различными путями разошлась по многим музеям Европы.
Александр Бабицкий