Современная индустрия моды смело может называть своей матерью знаменитую Коко Шанель, которая не только подарила миру легендарный парфюм и ряд моделей одежды, но во многом изменила само отношение женщины к своей внешности. Возможно, выходец из Богемии (современная Чехия) Даниэль Сваровски не может тягаться по своей значимости для моды с Шанель. Но свой, и весьма весомый, вклад в то, как стали выглядеть женщины в XX веке и продолжают выглядеть в XXI столетии, Сваровски, безусловно, внес.
Скрипка и электричество
В гористой части Богемии, где расположена деревня Георгиенталь, в которой 24 октября 1862 года и появился на свет Даниэль Сваровски, полтора века назад вряд ли что-нибудь слышали о моде. Зато в этих краях замечательно знали, что такое знаменитое еще со Средних веков богемское стекло, производимое на основе великолепного богемского горного хрусталя. Не понаслышке знал об этом и Сваровски, благо, что с детства по мере сил трудился в маленькой стекольной мастерской своего отца, которая и составляла источник семейного дохода. Нередко в биографиях Сваровски можно встретить указание на то, будто его отец был если не бедняком, то весьма и весьма скромным по достатку человеком. Возможно, Сваровски-старший и не был богатеем, однако доходы его были вполне солидны и стабильны - в противном случае не смог бы в 1880 году юноша из захолустья Австро-Венгерской империи отправиться учиться на инженера в Париж.
А именно такую жизненную дорогу и выбрал Даниэль, которому тогда еще не исполнилось и семнадцати. До этого он пытался серьезно заниматься музыкой и стать скрипачом. Но то ли он понял, что способностей к этому недостаточно, то ли имело место юношеское непостоянство интересов, но довольно быстро интерес к музыке сменился интересом к инженерной науке. Так что, когда в 1883 году Даниэль оказался на Международной электрической выставке в Вене, где были представлены электрические механизмы, сконструированные Томасом Эдисоном, он был уже подготовленным в техническом плане человеком. Именно тогда у Сваровски появилась мысль, что новый вид энергии, электричество, и построенные на ее основе механизмы можно будет использовать в фамильном деле - в обработке богемского стекла. На теоретические выкладки и практические изыскания у Сваровски ушло почти десятилетие, пока в 1892 году он не представил электрический станок для обработки кристаллов, на который незамедлительно получил патент.
Ловкость рук и никакого мошенничества
Однако изобрести станок и получить патент не достаточно для того, чтобы написать отдельную главу в истории инженерной науки, промышленности, бизнеса и моды. Для этого нужно еще обладать стратегическим мышлением и деловым чутьем. Очень быстро выяснилось, что у Сваровски и того, и другого предостаточно. Прежде всего, он быстро понял, что развивать свое дело в Богемии, где полным-полно крупных и богатых производителей всевозможных изделий из стекла, сродни самоубийству. Ведь обладающие несоизмеримо большими ресурсами и возможностями конкуренты не замедлят взять на вооружение изобретение Сваровски. Именно поэтому в 1895 году он решил открыть фабрику по производству украшений из обработанных особым образом кристаллов в австрийской области Тироль, в деревушке Ваттенс. Тем самым он убивал двух зайцев одним выстрелом: поблизости не было прямых конкурентов, зато уже имелась гидроэлектростанция, необходимая для работы его станков по обработке кристаллов. Воспользовавшись финансовой помощью инвесторов, своих давних парижских знакомых Арманда Косманна и Франца Вайса, Сваровски купил здание заброшенной фабрики в Ваттенсе и начал производство.
Вторым ключевым моментом стало то, что Сваровски изначально открыто выпустил свои кристаллы как совершенно самостоятельный продукт. Дело в том, что кристаллы, имитирующие драгоценные камни, были известны европейской общественности уже давно: в XVIII столетии ювелир Жорж Фредерик Страсс начал выпускать подобные изделия, изготовленные вручную, благодаря чему подобный товар до сих пор и именуется стразами. Но Страсс выдавал свои кристаллы за настоящие драгоценности, то есть фактически был мошенником. А Сваровски открыл новый вид товаров - кристаллы, обладающие внешней притягательностью и блеском бриллиантов, но при этом куда более дешевые и доступные практически всем. Отныне позволить себе блеск «драгоценностей» могли куда более широкие слои населения, и во многом это повлияло на внешний облик и общедоступный характер моды XX века.
Доминирование фирмы Сваровски на этом рынке укрепилось в 1911 году, когда сам Даниэль при помощи трех своих сыновей смог создать такую формулу для создания искусственного хрусталя, которая сделал его продукцию самой качественной - его кристаллы стали обладать особой прозрачностью и ярким блеском. При этом основатель бренда проявлял завидную стратегическую смекалку и в дальнейшем: его компания не зацикливалась на одном направлении деятельности, вскоре запустив линию по производству абразивных материалов для промышленности; потом текстильные материалы, в пятидесятых годах начав выпуск точной оптической техники (бинокли, микроскопы) и люминисцентные дорожные знаки. Так что Сваровски, ушедший из жизни в 1956 году, на девяносто четвертом году жизни, мог быть спокоен за судьбу своего детища.
Александр Бабицкий