Человек начал использовать камень для строительства жилищ в незапамятные времена. С развитием цивилизации камень стал излюбленным материалом для скульпторов и архитекторов. В красоте камня есть что-то настолько притягательное для человека, что люди самых разных национальностей, разных культур и разного возраста попадают под влияние его своеобразной магии. Умение обрабатывать этот материал во все времена считалось одним из высших искусств, граничащих с волшебством, потому что оно сродни умению повелевать силами природы.
Натуральный декоративный камень
В архитектуре декор, то есть внешнее оформление постройки, делят на активный и пассивный. Активный декор тесно связан с функцией и формой сооружения, а пассивный служит исключительно для его украшения. В этом плане камень универсален. Он может служить как для создания несущих конструкций, так и для воплощения эстетических идей архитектора.
Декоративным камнем считается материал, применяемый для облицовки зданий, фонтанов, колоннад, беседок и других архитектурных объектов. Любой камень, применяемый для отделки архитектурных сооружений, будь то мрамор, гранит, базальт, габбро, лабрадорит, туф, нефрит, сиенит, песчаник, сланец, известняк, травертин, является декоративным. Природный камень имеет два качества, с которыми любому материалу трудно конкурировать: он прочен и красив. В течение не лет, а столетий, он сохраняет свой первозданный вид, не боится воды, сохраняет тепло и устойчив к природным деформациям. Природный камень неповторим, его сколы и срезы обнажают уникальную текстуру, имеют собственный оригинальный узор.
По происхождению и условиям образования камень делится на три группы:
- первичные породы, то есть камни, имеющие вулканическое происхождение: туфы, диориты, граниты, которые представляют собой застывшую в недрах земли или на поверхности магму;
- вторичные или осадочные породы, которые образовались из органических и неорганических веществ, осаждающихся на дне водоемов и поверхности земли: известняки, разного рода гипсы, песчаники;
- метаморфические, то есть измененные породы: кварциты, сланцы, мрамор, возникшие под воздействием давления и высоких температур.
Одно из ценнейших свойств натурального камня – его инертность. Он не вступает в реакцию с веществами, входящими в состав других отделочных и строительных материалов. Камень не вреден для человеческого организма, а некоторые его породы даже обладают бактерицидным действием. Немалую роль играет также богатство цвета и фактуры: известно более восьми тысяч разновидностей натурального камня.
Лицевую поверхность обрабатывают множеством разных способов, в результате чего образуются пять основных фактур обработанного камня:
- точечная, имеющая выколы, следы разрушения от ударов металлического молотка, который называется «бучарда» и применяется для обработки камня;
- шлифованная – несколько неровная поверхность, имеющая следы обработки абразивом;
- полированная — гладкая глянцевая поверхность с зеркальным блеском;
- пиленая – неровная, шероховатая плоскость, имеющая продольные канавки с максимальной глубиной пять миллиметров;
- колотый камень – имитация естественных сколов, с перепадом рельефа до двухсот миллиметров.
История использования камня в России
Расцвет камнедобычи и каменного зодчества в России пришелся на эпоху Петра Великого и совпадает со строительством Петербурга. Петр I издал указ, согласно которому запрещалось ввозить декоративные камни из-за границы. Предписывалось находить декоративный камень в России. Когда строились Адмиралтейство, Кронштадтская и Петропавловская крепости, петербургские доки и верфи, соборы и дворцы, использовался камень из Олонецкой губернии. Преимущественно это был мрамор, а также гранит и сланцы. Камни добывали в виде крупных глыб, использовавшихся в качестве цоколей, колонн и пьедесталов.
Интересна история колонн Исаакиевского собора, имеющих высоту семнадцать метров и Александрийской колонны высотой более двадцати пяти метров. Они сделаны из гранитных монолитов, привезенных из города Выборга и добытых в Пютерлахских каменоломнях.
В двадцатом веке добыча камня активно развивалась на Урале, в Средней Азии, на Украине и в Закавказье. Очень много этого природного материала потребовалось для строительства Московского метро. Более семисот тысяч квадратных метров натурального мрамора, гранита, лабрадорита и других пород ушло в те годы на облицовку стен станций метрополитена, полов и колонн. После Великой Отечественной войны отрасль развивалась еще более интенсивно. Природным камнем оформлены все крупные государственные учреждения того времени, а также театры, музеи, дворцы культуры. С начала двадцатого века до наших дней объемы производства облицовочного камня выросли в двадцать пять раз.
Именно благодаря камню, во всех странах и культурах создавалась своеобразная среда человеческого обитания, формировалась архитектура. Если бы не существовало материала, способного сохраняться столетиями и тысячелетиями, исчез бы один из главных критериев, по которым сегодня мы оцениваем уровень культуры нации, цивилизации, народов и человечества в целом.
Значение искусственного отделочного камня
Со временем люди научились создавать полимерные материалы, имитирующие любые горные породы или уже готовую кирпичную кладку для отделки стен с внутренней и внешней стороны. Основная ценность искусственного камня заключается в его малом весе и легкости монтажа. Имитации камня быстро и прочно скрепляются между собой и с несущими конструкциями архитектурных объектов при помощи специальных клеев.
Не менее важно и то, что монтаж архитектурного декора из искусственного камня, не требует применения специальных машин и механизмов, поскольку синтетический камень очень легок. Он не дает чрезмерной нагрузки на фундамент, его легко перевозить.
Использование синтетических материалов — беспроигрышное решение в бюджетных проектах, когда природные материалы и их монтаж просто не укладываются в смету. Современные технологии позволяют производить искусственный декоративный камень, который на расстоянии совершенно неотличим от подлинного.