Большинство людей составляют впечатление о стране по произведениям искусства - прежде основную роль в этом играла литература, сегодня ее место занял кинематограф. Если отталкиваться лишь от кинофильмов и анимационных проектов, местом действия в которых выступает Япония, то вполне может сложиться впечатление, что в этой стране вообще отсутствует такое понятие, как мебель. Ведь для людей, с детства привыкших жить в окружении большого количества предметов мебели, причем чаще всего предметов массивных, занимающих основное пространство в помещении, свободные японские интерьеры кажутся совершенно пустыми. Но это лишь первый, поверхностный взгляд...
Главное в мебели - удобство и незаметность
Хотя представление об отсутствии в традиционной жизни японцев мебели не так уж и преувеличено. История Японии и развитие ее бытовой культуры сложилось таким образом, что жители этой страны просто не испытывали особой надобности в мебели. Жить в Японии означает постоянно находиться в готовности к сейсмической активности. По сути, жизнь японца - это более или менее продолжительные отрезки между подземными толчками. В этой ситуации японское жилище призвано одновременно выполнять свои основные функции (защищать от ветра, осадков, холодов, сохранять тепло) и быть максимально рациональным с точки зрения противостояния землетрясениям. Вот почему большинство японских жилищ строилось из дерева, а сами жилища должны были содержать минимум вещей, которые при подземных толчках, во-первых, могли бы стать дополнительным фактором опасности, во-вторых, привели бы к убыткам при их порче или потере.
В силу этого традиционная японская мебель - это фактически только низкие деревянные столики, появившиеся в XVII веке невысокие буфеты (тансу) со множеством выдвижных ящиков и деревянные ширмы (бебу). Все остальные функции, обычно принадлежащие многочисленным предметам мебели, в Японии решаются за счет простых и при этом остроумных приспособлений. Так, роль шкафов играют разнообразные ниши, расположенные главным образом в полу и стенах, снабженные раздвигающимися дверцами и створками. Наиболее же функциональный предмет мебели японского жилища - это циновка (татами): если снабдить ее футоном (хлопковым матрацем), то она трансформируется в кровать; если приложить к нее подушки, то она превращалась в стулья (до активного проникновения в Японию элементов западной культуры жители страны практически не пользовались иными приспособлениями для сидения).
Японский интерьер - простота и естественность
Таким образом, мебель, а точнее, почти полное ее отсутствие и незаметность, является едва ли не главной составляющей интерьера в японском стиле. Современные дизайнеры обозначают этот стиль новомодным термином «минимализм». Сами японцы называют собственный принцип организации жилого пространства «саби-ваби»: он состоит, соответственно, из понятий «саби» (то есть отпечаток времени, следование традициям, стремление к совершенству) и «ваби» (простота, пустота, изящество, выраженное в лаконичности и отсутствии всего лишнего). Во многом, конечно, такая эстетика стала следствием тех самых жизненных требований к жилищу: отсутствие громоздких и тяжелых вещей, способных придавить при землетрясении, максимально свободное пространство, позволяющее при необходимости быстро покинуть помещение всем находящимся внутри, минимальное число предметов, способных служить «пищей» для огня при пожаре и так далее. Однако японцы сумели придать этим практическим соображения утонченную и изящную эстетическую и даже философскую форму. Относительная пустота жилого пространства породила принцип утонченной простоты, который нашел свое отражение и в требовании отсутствия в интерьере большого количества декоративных изделий и украшений, нарочитого презрения к различного рода «красотам», не имеющим никакой пользы.
Все предметы, находящиеся в доме, должны быть полезными - вот основное требование к японскому интерьеру. При этом все, что уже вошло во внутренний ансамбль, должно быть изготовлено из качественных материалов (преимущественно дерева) и при этом сдержанных неброских цветовых тонов (светлых или темных, ни в коем случае не кричаще-ярких). К тому же минимальное присутствие предметов мебели способствовало рождению еще одного принципа японского жилища - неотъемлемой частью дома является пейзаж. Свободное внутреннее пространство, дающее свободу взгляду, дополнилось умелым использованием съемных передвижных ширм, которые при необходимости разделяли помещение на «комнаты», и особым устройством стен. В традиционном японском жилище фактически нет окон, зато есть широкие отодвигающиеся стены, по сути являющиеся отсеками стены. Таким образом, японский дом мог действительно стать открытым для окружающего его пейзажа - достаточно было раскрыть двери.
Александр Бабицкий