Кажется, древнюю поговорку «В Греции есть все» уже можно списывать в утиль и заменять ее выражением «В Китае есть все, а чего нет, уже делают». В самом деле, чем дальше Запад углубляется в китайскую культуру, тем устойчивее становится впечатление, что практически у каждого достижения всех мировых цивилизаций имеется собственный китайский аналог. Вот и при рассмотрении вопроса об осветительных приборах и приспособлениях выясняется, что одним из наиболее оригинальных достижений в этой области являются китайские светильники.
«Светлое» китайское прошлое, настоящее и будущее
Китайские светильники представляют собой своего рода самостоятельную ветвь эволюции осветительных приспособлений в истории человечества. Потребность же в таких приспособлениях у человечества обнаружилась сразу после того, как света от костра стало недостаточно, ведь нужны были более компактные и мобильные источники света для выполнения всяческих работ и действий. Первоначально осветительные приспособления развивались по единому образцу: сначала факелы, затем металлические светильники с использованием пропитанных маслом фитилей и так далее. Но с определенного момента развитие разделилось: Запад пошел по пути эксплуатации свечей из различных материалов, а Китай начал развивать собственные оригинальные светильники.
Согласно изысканиям ученых, прообразы всем известных китайских светильников, представляющих собой источник огня в бумажном корпусе самых разнообразных форм, конструкций и цветов, появились еще за два-три столетия до новой эры. Усовершенствованный же вид они приобрели в начале III века новой эры, причем случилось это благодаря военным целям: один из китайских военачальников в своих походах начал активно использовать подобные бумажные светильники в целях, ни много, ни мало, устрашения вражеских войск. По ночам зажигались тысяч таких светильников, нагретый воздух от масляной лампы поднимал бумажный корпус светильника в воздух и противникам при виде освещенного «небесным светом» войска не оставалось ничего другого, как подумать, что этому военачальнику помогают божественные силы.
В дальнейшем же китайские светильники получили особенно широкое распространение в связи с использованием их буддистскими монахами, которые обильно и разнообразно украшали этими светильниками свои храмы. Так светильники стали неотъемлемым атрибутом любого праздника, а с середины VIII века, когда начала постепенно нарушаться изоляция Поднебесной от остального мира, эти светильники, как и другие атрибуты китайской повседневной культуры, стали частью европейской моды на китайский стиль.
Для будней и праздников
Китай - удивительная страна в том отношении, что здесь соблюдение традиций и их сохранение каким-то образом сочетается со следованием техническому и технологическому прогрессу. Конечно, в Китае основная «световая» нагрузка приходится на электрические лампы различной степени современности, однако и традиционные китайские светильники продолжают активно использоваться. Главным образом, разумеется, для торжественных случаев. Однако и в повседневной жизни значение китайских светильников, которые могут быть самой различной геометрической формы, самых различных размеров и изготавливаются из разнообразных материалов (дерево, бумага, картон, синтетические материалы, металлы, ткани), все еще велико.
Тогда как на Западе китайские светильники - это, несомненно, в первую очередь декоративное украшение. И здесь светильники используются главным образом теми, кто старается соблюдать принципы фэн-шуй в организации собственного пространства. В этом плане традиционные китайские светильники действительно куда более органичны и естественны, нежели стандартные лампы и люстры. Дело в том, что большинство осветительных приборов западного типа преследует цель сделать освещение как можно более ярким. Китайские светильники выполняют иную функцию: они лишь часть общего ансамбля, и поэтому должны вписываться в гармонию и во многом создавать ее. Для этого необходимо создать в помещении атмосферу уюта и комфорта, что довольно сложно при резком, слепящем и раздражающем освещении. Поэтому китайские светильники, создающие достаточно яркое, но при этом рассеянное, мягкое освещение, которое к тому же можно регулировать по оттенкам, являются практически идеальным вариантом.
Но это не означает, что китайские светильники не могут быть красочными, яркими, праздничными. Напротив: в Китае существует даже отдельный праздник фонарей, именуемый Юаньсяоцзе и отмечаемый в пятнадцатый день после наступления нового года по лунному календарю. В этот день дома, улицы и площади украшаются огромным количеством фонарей, большинство из которых изготавливается специально к празднику, и представляют собой особо искусные разноцветные фигурные фонари в виде настоящих скульптур.
Александр Бабицкий