На Западе люди привыкли страховать буквально каждый свой шаг. Впрочем, не только шаг, но и опасения, и иллюзии, и порой даже нездоровые фантазии. Традиции экзотического страхования зародились именно там. У каждого европейца своя шкала жизненных ценностей, и он в силу своего менталитета готов делать в нее инвестиции. А объективным резонансом на спрос является, как известно, предложение, поэтому ведущие мировые страховые компании достаточно часто предлагают клиентам страховать «неклассические» риски.
В России экзотическое страхование скорее носит характер VIP-услуг. Помимо того, что к индивидуальным страховым программам без особого энтузиазма относятся потребители, их не очень-то жалуют и сами страховые компании. Они в первую очередь стремятся к активным, массовым продажам, а экзотическое страхование - штучный продукт. Ежегодный прирост спроса на рынке экзотического страхования в России в среднем составляет около 10%. Население медленно, но верно учится покупать страховые полисы для домашних животных и предметов роскоши. Однако специалисты оценивают обе тенденции как нерентабельные: первую – из-за того, что она не всегда соответствует принципу случайности и непреднамеренности, а вторую – из-за дефицита компетентных оценщиков.
Страховая экзотика по-европейски
Экзотическая страховка на Западе считается символом статуса и престижа. Персоны бомонда умело превращают ее в инструмент пиара. Чего, например, стоит только одна Дженнифер Лопес: историю о ее прелестях, застрахованных на триста миллионов долларов, не пересказывало разве лишь самое ленивое СМИ.
Первопроходцем в сфере экзотического страхования оказался британский рынок страхования Lloyd’s of London, ошибочно именуемый порой страховой компанией. На нем еще в девяностые годы XX века наделали шуму страховки на случай падения на Землю российского спутника. Никакого падения, естественно, не произошло, зато Lloyd’s of London лишний раз утвердился в репутации всемирно известного рынка.
Шведская страховая компания отличилась креативным подходом к автострахованию. В дополнение к обычному страхованию автотранспорта она предлагает клиентам застраховаться от штрафа за превышение скорости, если превышение было не более чем на тридцать километров в час. Стоит такой полис 850 крон, что приблизительно равно 112 долларам.
Голландская страховая компания Hullberry Insurance Company решила не ограничиваться каким-либо одним экзотическим продуктом и сгенерировала целую линию: страхование от повышения цен на бензин, страхование от проигрыша в лотерею, страхование от введения в стране «сухого» закона, страхование от супружеской измены, страхование от съемок скрытой камерой и так далее. Страховки не относятся к категории дорогих: их стоимость колеблется в пределах от двенадцати до тридцати евро в год, а размеры страховых возмещений составляют от ста евро до пяти тысяч евро.
Но необычнее всех о себе заявила, пожалуй, британская компания Sheilas' Wheels, предложив страховой продукт для женщин-водителей в виде трансформирующейся обуви: «лодочки» на шпильках легко превращаются в удобные водительские туфли со складывающимся каблуком. На столь неординарное решение руководителей Sheilas' Wheels сподвигла статистика, согласно которой более 10% британских автомобилисток попадали в аварии или оказывались в непосредственной близости от них из-за проблем с обувью и педалями.
Чьи части тела дороже?
Российские звезды шоу-бизнеса тоже не прочь попиариться с помощью экзотических страховок и весьма охотно рассказывают о них в своих интервью. Они отдают предпочтение «телесным» страховкам, стремясь уберечь от различных ЧП жизненно важные органы и части тела.
Самая крупная за всю историю российского страхования сумма в экзотическом страховом полисе значилась у модели Кати Разумовской, некогда представлявшей лицо компании «Велла». Девушка застраховала на миллион евро ноги и грудь. Правда, из-за жестких условий контракта ей пришлось смириться с некоторыми неудобствами: она не имела права делать пластические операции, кататься на лошадях, лыжах и коньках, пользоваться корректирующими кремами для груди и ног. В противном случае ей пришлось бы заплатить компании крупную неустойку.
Бывшая «Мисс Вселенная» Оксана Федорова на год страховалась от телесных повреждений, в том числе и от аллергических реакций. Красавица не разглашает сумму страховки, равно как и причины, по которым она впоследствии отказалась ее продлевать.
Певица Ирина Отиева на миллион рублей застраховала пышный бюст. Энергичный Валерий Леонтьев обезопасил себя от несчастного случая во время прыжков на сцене, застраховав на десять тысяч долларов ноги.
На два миллиона долларов застраховал свой «рабочий инструмент» «золотой голос России» Николай Басков. Так высоко не оценивал своих вокальных способностей даже Лючано Паваротти – экс-рекордсмен по части страхования голосовых связок, который в случае чего мог бы рассчитывать на миллион долларов. Но Баскова превзошел Витас, чей голосовой диапазон включает от ноты «до» второй октавы до ноты «соль» четвертой октавы и оценен страховым полисом в два с половиной миллиона долларов.
Певец Александр Буйнов боится потерять зрение и застраховал его на сто тысяч долларов. Кристина Орбакайте долго не могла решиться на первую пластическую операцию по коррекции формы носа, но потом догадалась предварительно застраховать его на сорок тысяч долларов.
Актер Марат Башаров после участия в театральной постановке «Ladies Night’s», где он исполнял роль стриптизера, всерьез хотел застраховаться от изнасилования, но впоследствии перестал комментировать эти намерения. То ли с пиаром неувязка вышла, то ли подходящего страховщика не нашел – остается загадкой.
Светлана Усанкова