Пивные рестораны - одно из самых популярных мест последних лет. Выпить кружку-другую хорошего пенного напитка в приятной атмосфере - что может быть лучше для завершения трудового дня или беззаботного отдыха в выходные. Известно ведь, что пиво - самый демократичный и популярный алкогольный напиток во всем мире. И пить его гораздо вкуснее в специализированном заведении. Аура соответствующая.
Считается, что самые лучшие пивные рестораны в Германии и Чехии. Что характерно, спор о первенстве заведений никогда не вставал. Зато о качестве пива дискуссии не прекращается веками. А, если вспомнить об английском эле или бельгийских фруктовых сортах, то искать истину можно до посинения. Только, к чему это делать, если можно просто наслаждаться пивом. Светлым и темным, нефильтрованным и резаным, крепким и со вкусом трав.
В странах Европы, особенно четко это прослеживается в Чехии, пивные рестораны делятся на туристические аттракционы и заведения «для своих». Первые, как правило, привлекают красочным внешним видом и работают по принципу общепитовского конвейера, стремясь пропустить как можно больше посетителей в единицу времени. Вторые, называемые пивницы или господы, часто невзрачны, имеют закопченные стены и древнюю мебель, но зато там можно прочувствовать настоящий местный колорит. Туда приходят именно что пить пиво, общаться, смотреть новости по телевизору или читать газеты. Если же говорить о пабах, то этим термином принято обозначать пивные рестораны, куда приходят посмотреть спортивные соревнования на больших экранах в компании таких же страстных болельщиков. Естественно, в данных заведениях очень шумно.
Мода на пивные рестораны в Россию пришла сравнительно недавно. За последние 5 лет было открыто больше таких заведений, чем за все время, начиная с распада СССР. По мнению любителей пенного напитка, только в Москве сейчас более тысячи пивных с качественным сервисом и приличным пивом. Причем, российские сорта уже давно не пользуются спросом. Завсегдатаи предпочитают чешские, немецкие и бельгийские лагеры, невзирая на существенную разницу в цене. Средний счет в пивном ресторане редко выходит меньше 1500 рублей на двоих.
Вообще, в России все принято переиначивать на свой лад. Коснулось это, разумеется, и подходов к организации пивных ресторанов. Если в той же Чехии понятие «сеть пивниц» - это скорее исключение из правил, то для Москвы - норма. Конечно, не стоит сравнивать размеры европейских городов с российским мегаполисом, но соревноваться с «Макдональдсом» по географии присутствия тоже, наверное, не совсем верно. Ведь очарование каждой пивной в ее неповторимости, уникальности, тех маленьких элементах сервиса и обстановки, которые принято называть самобытностью. А никак не корпоративным подходом к ведению бизнеса.
Другая особенность российского пивного «дела» - стремление предложить максимально возможный или даже невозможный ассортимент лагера. Ну, не понять загадочной русской душе, как можно специализироваться на одном сорте пива, пускай его будет хоть десяток вариаций. Нам-то надо всего и побольше. Что уж говорить о практике создания резаного пива из сортов разных производителей: «Пльзеньского Праздроя» и «Крушовице». Пивовары обоих заводов долго бы приходили в себя, узнай про такое «совместительство».
Еще одна национальная практика - шведский стол в пивном ресторане. Кстати, очень популярное решение. Правда, классическими канонами восприятия пивниц тут не пахнет, зато выгодно для желудка, вкусно и как-то «по-нашему».
Москва уникальна тем, что можно найти пивной ресторанчик практически с любой кухней мира. Это и чешские господы, стилизованные под старину. Немецкие пивницы в лучших традициях «фатерлянда», где румяные фройлейн в двух руках могут принести 6 кружек сразу. Ресторанчики с кавказской, ливанской, японской, американской, русской кухней. Если обойти все эти заведения, то вполне можно составить представление о пивных предпочтениях разных народов. Если конечно, голова крепкая.
Но все-таки хочется верить в то, что когда-нибудь и у нас при каждом ресторане будет собственная пивоварня, а посетителей будут потчевать свежесваренным ароматным напитком. А там недалеко и до экспорта.
Алексей Чернов