Правовая природа понятия «инвестиционный договор» на протяжении последних лет остается темой бурных обсуждений среди российских юристов. Дело в том, что всплеск инвестиционной деятельности в России происходит на фоне многочисленных «белых пятен» в государственном законодательстве, которые затрудняют правовое регулирование в этой сфере. У участников процессов инвестирования практически нет существенных легитимных гарантий безопасности для капиталовложений. Риски в большинстве случаев прямо пропорциональны объемам инвестируемых средств.
Суть инвестирования предполагает, что деньги должны работать на своего хозяина. Их можно помещать в различные финансовые инструменты с целью приумножения и создавать активы, приносящие прибыль. Каждая компания предпочитает выбирать объекты инвестирования в соответствии со своими интересами, но предварительно рассчитать возможные потери и убытки удается далеко не всем. Казалось бы, инвестиционная деятельность как сфера оборота объемных финансов должна быть верифицирована четкими законодательными схемами. Но однозначного определения договора, который бы придавал юридический вес инвестиционным действиям, нет ни в действующем Гражданском Кодексе РФ, ни в Законе РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», ни в Федеральном законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». На практике дело порой доходит до того, что понятие «инвестиционный договор» обретает очень узкий смысл, сводясь к регламенту инвестиционных отношений в области строительства.
Виды и специфика инвестиционных договоров
Предметами инвестирования могут быть любые объекты гражданских прав при условии, что они используются в производстве, а не утрачивают своей ценности в процессе текущего конечного потребления.
Как уже было сказано выше, инвестиционный договор закрепляет отношения между участниками инвестиционной деятельности: инвестором и заказчиком, пользователем объекта и основным исполнителем работ и так далее. По содержанию договор подобного рода будет комплексным, а по юридической цели – организационным, поскольку он распределяет роли между основными участниками инвестиционной деятельности.
В отдельных случаях необходимость в заключении единого инвестиционного договора отпадает, и инвестор с заказчиком могут заключить между собой договор лишь о передаче инвестиций и прав управления ими, о целевом назначении, порядке и условиях эксплуатации объекта, о его юридическом статусе.
Структура любого инвестиционного договора основывается на трех основных положениях: определении предмета договора, определении существенных необходимых условий для договоров данного вида, регламентированных законодательными нормами, и определении условий, на основе которых между сторонами заключается соглашение.
В опыте российской юриспруденции инвестиционный договор пока остается нетипичной договорной конструкцией, то есть, не вступая в противоречие с действующим государственным законодательством, он несет в себе признаки одного или нескольких типичных договоров, специфическое сочетание которых позволяет его отнести к самостоятельному гражданско-правовому договору. Инвестиционным договором ратифицируются долгосрочный и взаимный характер инвестиционных отношений, коммерческий интерес сторон договора, консенсуальность, целевое использование переданного инвестором имущества, возможность инвестора влиять на производственную деятельность организатора инвестирования, общая долевая собственность на имущество, вложенное в качестве инвестиций. Кроме того, инвестиционный договор закрепляет информационный характер отношений сторон. Он относится к типу казуальных договоров, так как должен преследовать законные и достижимые цели.
На стадии законопроекта
Интересно, что в Республике Беларусь, в отличие от России, еще с 2001 года действует так называемый «Инвестиционный кодекс». Там под инвестиционным договором понимается соглашение между государством и отдельными национальными и иностранными инвесторами, заключаемое в целях государственной поддержки при реализации особо важных для белорусской экономики инвестиционных проектов. В «Инвестиционном кодексе» говорится: «К таким проектам относятся проекты по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим важным для экономики Республики Беларусь вопросам. При этом размер вклада национальных и (или) иностранных инвесторов в такой инвестиционный проект должен составлять сумму, эквивалентную не менее 5 миллионов долларов США».
Государственная Дума Российской Федерации в 2009 году одобрила в первом чтении законопроект «Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если он вскоре станет полноценным законом, то разночтения понятия «инвестиционный договор» сами собой сойдут на «нет», ибо там дается его обстоятельная трактовка. Закон также определит границы таких понятий, как «инвестор» и «инициатор создания искусственно образованной территории».
Разработчики нового нормативного акта в лице депутатов Мартина Шаккума, Игоря Руденского, Владимира Горбачева, Юрия Свердлова, Ризвангаджи Исаева, Валерия. Панова и других народных избранников надеются на то, что вносимые изменения позволят обеспечить гарантии прав инвесторов и при этом учесть публичные интересы по развитию соответствующих территорий.
Светлана Усанкова