Налоговая система изначально существовала как механизм с односторонним движением, и движением этим было изымание государством у своих подданных, граждан и так далее определённой доли их дохода или платежей за владение тем или иным имуществом. Однако современная система налогообложения приобрела более социально-ориентированный характер (во всяком случае, теоретически) и теперь финансовые потоки направлены не только от налогоплательщиков к государству, но и от государства к налогоплательщикам. Именуется это явление возмещением налогов, и одним из наиболее сложных и запутанных в отечественных условиях видом налогового возмещения является возмещение налога на добавленную стоимость.
Налогом на добавленную стоимость (НДС) называется косвенный налог, с помощью которого в государственный бюджет взыскивается часть той добавленной стоимости, которая формируется в цене на товар по мере его продвижения от производителя к конечному покупателю. В нашей стране максимальная ставка НДС в настоящее время составляет 18 %, при этом существуют категории товаров, продажи которых облагаются другими ставками налога на добавленную стоимость, вплоть до полной его отмены (на экспортируемые товары). Кроме того, под обложение НДС подпадают безвозмездная передача товаров, оказание услуг и выполнение работ; импорт как ввоз на территорию России товаров иностранного производства; строительно-монтажные работы для личного пользования и потребления.
В силу сложной системы исчисления налога на добавленную стоимость, дифференцированного подхода к различного рода товарам и видам деятельности, процедура возмещения НДС представляет собой куда более запутанную схему, нежели, скажем, возмещение единого подоходного налога. С 1 января 2007 года действует порядок этого возмещения, прописанный в статье 176-ой Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 этой статьи 176, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога по торговым операциям, то соответствующая разница должна быть возмещению налогоплательщику. При этом налоговые службы должны проверить обоснованность заявленной суммы НДС. Подобная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. По результатам проверки налоговый орган принимает решение либо о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, либо об отказе в возмещении суммы НДС. В соответствии со статьями 137-139 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право в установленном порядке обжаловать решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.
Практика показывает, что в большинстве случаев налоговые службы в результате проверок отказывают налогоплательщикам в возмещении НДС. Чаще всего в качестве причин для отказа формулируются следующие:
- из-за организационных проблем при переходе налогоплательщика с учёта в одной налоговой инспекции на учёт в другую инспекцию;
- из-за сложностей с определением момента возмещения НДС по счетам-фактурам, предоставленным с опозданием по зафиксированным срокам;
- в связи с проблематичностью определения момента возмещения НДС по счетам-фактурам, содержащих исправления, поправки, изменения;
- в случае отсутствия получения подтверждения налоговыми службами от контрагента налогоплательщика, которое необходимо для возмещения налога;
- в случае превышения налогоплательщиком установленных нормативов по расходам на рекламу;
- в случае предоставления счетов-фактур, составленных с нарушениями порядка оформления (например, без указания адреса покупателя или грузополучателя, отсутствия или ошибочности ИНН покупателя, отсутствия номера и даты платёжного поручения и так далее);
- в случае, если запрашивается возмещение НДС по коммунальным платежам у арендатора, а указанные платежи «проводятся» отдельно от оплаты аренды;
- если в предоставленной налоговой декларации отсутствует объект налогообложения, по которому необходимо зачесть налог на добавленную стоимость;
- в случае, если запрашивается возмещение налога, который ранее был начислен с аванса, который в дальнейшем юридически стал заёмным обязательством.
В настоящее время большинство запросов на возмещение НДС заканчиваются судебными исками против решений налоговых служб, поэтому в данном вопросе налогоплательщику необходимо тщательнейшим образом подготовиться. Обычно в случаях, когда сумма возмещённого дохода может быть значительной, организации предпочитают обращаться к услугам специализированных контор, которые проводят тщательную экспертизу по целесообразности обращения по возмещению и оказывают организационную помощь в оформлении соответствующей процедуры.
Александр Бабицкий