С одной стороны, главный экономический принцип - максимальные доходы при минимальных расходах - незыблем на протяжении всей человеческой истории. С другой, прогресс непосредственно влияет на бизнес, открывая новые способы получения дохода. Самый прибыльный бизнес в мире в настоящее время можно разделить на традиционные и инновационные виды деятельности.
Люди болеют, воюют, умирают
Наиболее доходным является тот бизнес, который удовлетворяет базовые потребности потребителя. Поэтому наиболее прибыльными являются давно всем известные направления бизнеса. В настоящее время официально пальму первенства в высоко доходных видах бизнеса занимает фармакология. Не стоит забывать, что за последние полтора столетия существенно выросла средняя продолжительность человеческой жизни. Существенную роль в этом сыграли именно фармакологические препараты. Объём мирового рынка фармакологии оценивается по-разному, но эксперты полагают, что речь идёт о сумме порядка 2 триллионов долларов в год. Так, средний размер чистой годовой прибыли крупнейшей фармацевтической корпорации Pfizer составляет примерно 11 миллиардов долларов.
Второе место в списке самых высоко прибыльных видов экономической деятельности является торговля оружием. Объём данного сегмента мирового рынка в настоящее время составляет примерно 1,5 триллиона долларов. Несмотря на то, что начало XXI века является относительно мирным временем, рынок вооружений постоянно растёт, как и число занятых в производстве и торговле этим товаром людей. Кроме того, существуют и другие традиционные виды бизнеса, приносящие стабильные и высокие доходы. Существует и такой способ получения доходов, как платные туалеты: по подсчётам экономистов, каждый платный туалет приносит в среднем 900% прибыли.
Реальность виртуальная - деньги настоящие
Но в наше время наиболее динамично развивающимся и привлекающим всё больше инвестиций является бизнес, связанный с Интернетом. Причём это развитие двустороннее: с одной стороны, всё большее число людей пытаются создать собственный бизнес в Интернете. Этот сегмент весьма заманчив фактическим отсутствием бюрократических формальностей для начала деловой деятельности. Капиталовложения в Интернет-бизнес могут быть относительно небольшими. С другой стороны, всё более значительные суммы вкладываются в уже зарекомендовавшие себя направления бизнеса в Сети. Основные на данный момент высоко прибыльные направления Интернет-бизнеса:
- Интернет-торговля - представлена в первую очередь Интернет-магазинами и Интернет-аукционами. Электронные магазины привлекают клиентов возможностью выбрать товар, которого зачастую нет в реальных магазинах по месту их жительства. Также они популярны за счёт удобства обращения с каталогами и возможности совершать покупки, не выходя из дома. Электронные аукционы - это заманчивый шанс получить доход за счёт вещей, которые продавцу неинтересны, однако для кого-то могут представлять большую ценность. В результате общие доходы самого популярного интернет-аукциона eBay в 2012 году достигли почти 15 миллиардов долларов при показателе чистой прибыли в 2,6 миллиарда;
- сетевые онлайн-игры - разновидность компьютерных игр, которые обычно не требуют приобретения лицензионного носителя с той или иной игрой. Однако получение определённых бонусных возможностей, что даёт преимущество в игре, является платным. Данный бизнес является высоко прибыльным за счёт постоянно растущего числа потребителей - количество пользователей онлайн-игр уже превысило 500 миллионов человек. Например, доходы компании Blizzard Entertainment, издателя культовой онлайн-игры World of Warcraft, в 2012 году составили почти 4,5 миллиарда долларов;
- реклама в Интернете - в настоящее время сетевая реклама приносит наибольшие доходы благодаря двум видам деятельности. Во-первых, это поисковые системы, которыми пользуются миллиарды пользователей и которые являются самыми рентабельными «рекламными площадями». Так, общий годовой доход поисковика Google за 2012 год составил 50 миллиардов долларов, из них рекламные доходы - 43,5 миллиарда. Во-вторых, это социальные сети. Их рекламная привлекательность определяется, с одной стороны, растущим числом их пользователей, с другой, большим количеством времени, проводимого ими в социальных сетях.