Время от времени классический перечень российских бед пытаются дополнить и к дуракам с дорогами то и дело пробуют прибавить что-либо третье. В последние пару лет одним из претендентов на включение в «призовую тройку» стала амбициозная программа московского правительства под названием «Народный гараж». Проблема приобрела такое значение, что постепенно переросла масштаб столицы и приобрела общегосударственное значение.
Сложности были ожидаемы
С самого начала, то есть примерно с 2003 года, было очевидно: программа по строительству в Москве так называемых «народных гаражей» будет сопряжена с большими сложностями. Предсказать это было нетрудно, ведь эта программа затрагивала одну из наиболее насущных московских проблем – резкое увеличение автомобильного парка города и элементарная нехватка гаражных мест. Первоначально специалисты предлагали более взвешенную и плавную, но оттого и долгосрочную программу по строительству многоуровневых паркингов, которая должна была обеспечить строительство 1,7 миллиона парковочных мест примерно за 15 лет, к 2020 году. При этом сразу оговаривалось, что немалую часть расходов на строительство должны понести автовладельцы, которые в настоящее время не имеют собственных гаражей, оформленных и построенных по всем юридическим нормам московского законодательства. Стоимость одного места для автомобиля в планируемых «народных гаражах» должна составить около 7 тысяч долларов США.
Однако уже в 2007 году московский мэр Юрий Лужков выказал явное неудовольствие подобной гаражной программой, заявив, что недопустимо заставлять ждать жителей и власти столицы так долго, до 2020 года. Впрочем, было очевидно, что более высоких темпов добиться вряд ли удастся – ведь основную массу московских автовладельцев составляли и продолжают составлять люди, чей ежемесячный доход не превышает 2,5 тысяч американских долларов, которые ездят либо на подержанных и дешёвых авто, либо на машинах, приобретённых в кредит. Для этих людей выделить единовременно сумму в 7 тысяч долларов непозволительная роскошь, а ведь именно «народные» инвестиции и рассматривались в качестве основного источника финансирования строительства «народных гаражей». Тем не менее, громкие заявления о том, что такая программа, которая сделает жизнь всех москвичей, и автовладельцев, и пешеходов, удобнее и лучше, были сделаны, планы строительства на ближайшие годы озвучены, и улучшение ситуации с парковочными местами обещано.
И кризис московским властям не помеха
И без того весьма сомнительные перспективы «народных гаражей» совсем, казалось, похоронил мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году. О каких отчислениях автовладельцев на строительство паркингов можно говорить в условиях, когда немалой их части пришлось столкнуться с сокращением и без того не заоблачных доходов, а многим к тому же и изыскивать последние средства для выплат по автокредитам? Но московские власти, известные своими амбициозными инфраструктурными проектами, это не смутило. Как не смутило и то, что стоимость одного парковочного места в проектируемых «народных гаражах» к 2010 году выросла практически вдвое, составив 350 тысяч рублей (около 12 тысяч долларов). Теперь программа выглядит следующим образом: каждый желающий получить место в многоярусных паркингах на территории Москвы, должны будут подавать специальные заявки. Теоретически такую заявку имеет право подать любой гражданин России, но преимущество всё равно будет отдаваться гражданам с московской пропиской. Платёж за гаражное место необходимо вносить заранее, по сути, до начала строительства. Единственное послабление здесь – платёж можно осуществлять в два захода.
Наполеоновские планы и рост недовольства
Планы у московских властей и в самом деле весьма амбициозные. Эти планы подпитывает то обстоятельство, что в октябре 2009 года уже открылся первый паркинг, построенный в рамках программы «Народный гараж»: это парковочный комплекс в Кожухово на 953 места. По итогам первого полугодия 2010 года должны быть введены в эксплуатацию 122 «народных гаража», что в пересчёте на парковочные места должно составить около 43 тысяч «пристроенных» автомобилей. А уже с 2011 года программа должна быть дополнена и механизированными парковками, которые будут обеспечивать по 5 тысяч новых машиномест ежегодно.
Правда, программа «Народный гараж», чем дольше она существует и чем дальше реализуется, порождает всё большее число недовольных и скептиков. Уже начались жалобы москвичей на то, что городские чиновники требуют взятки за предоставление права купить место в «народном гараже», а после приобретения этого самого места требуют за обслуживание парковок суммы, в несколько раз превышающие официально объявленные 700 рублей в месяц. Куда больший резонанс вызывает то обстоятельство, что строительство новых гаражей требует свободных земельных площадей, с которыми в Москве, как известно, туго. В этой связи сносятся старые гаражные постройки, но при этом стоимость сносимых гаражей их бывшим владельцам не возмещается. Недовольные заявляют, что для получения земли под «народные гаражи» московские власти намеренно ужесточили штрафы за использование принадлежащей городу земли – идеальное оружие против владельцев гаражей-«ракушек», которых за последние двадцать лет в Москве было установлено великое множество. Дело в том, что их сооружение в самом деле незаконно, однако до недавних пор штраф за это нарушение был скромным, не более 1 тысячи рублей. Теперь же, после изменения правовой базы, этот штраф увеличился до 35 тысяч рублей с физических лиц и до 210 тысяч с юридических лиц. Не лишено логики предположение, что таким образом власти столицы хотят «убедить» московских автовладельцев финансировать «народные гаражи»: наверное, действительно лучше один раз заплатить 350 тысяч рублей, чем регулярно вносить штрафы по 35 тысяч и при этом оставаться в подвешенном юридическом состоянии.
Что любопытно – независимые эксперты всё равно, даже учитывая теоретическую ликвидацию гаражей-«ракушек», не могут понять, где мэрия собирается найти в мегаполисе место, достаточное для обозначенного в качестве цели показателя в 1,7 миллиона парковочных мест…
Александр Бабицкий