Яхта - не роскошь, а средство передвижения. Видимо, такой девиз захотят скоро взять судостроительные компании. За последнее десятилетие мир нуворишей буквально завалил верфи заказами на самые дорогостоящие проекты. Производство яхт потребует, очевидно, серийного подхода. В настоящее время в стадии строительства находится примерно 22 километра общей длины судов с шириной более 24 метров. Объединенная стоимость такой флотилии превышает 1,2 миллиарда долларов. Таким образом, на каждый метр длины потрачено 55 000 в американской валюте. А это, согласитесь, получается неимоверно роскошное средство передвижения.
Более 100 яхт из числа строящихся имеют длину, превышающую 55 метров. Это позволяет владельцам именовать свои суда мегаяхтами. Кстати, заказчиками в последнее время все активнее выступают граждане России, Китая, Индии. Не исключено, что вскоре они потеснят арабских принцев с первых мест мировых рейтингов. Впрочем, Восток - дело тонкое. Не всегда понятно, является судно собственностью, допустим, члена королевской семьи или собственностью королевства. Шейхи иногда грешат тем, что «записывают» свои «игрушки» на баланс страны. Этим и ценны яхты, их можно оформить с максимальной выгодой. Например, российские олигархи предпочитают пользоваться услугами Каймановых островов.
«Проделки» шейхов с собственностью привели к тому, что существуют два глобальных рейтинга мегаяхт: рейтинг государственных судов и частных. В первом лидируют правители Саудовской Аравии. Крупнейшим и самым роскошным считается 160-метровый «Dubai». История этого плавучего дворца достаточно любопытна. Заказ на мегаяхту (правда, тогда планировали назвать ее «Golden Star») был сделан от имени младшего брата Султана Брунея, принца Джефри. Немецкая компания «Blohm&Voss» согласилась стать исполнителем за 226 миллионов долларов и обязалась спустить судно на воду в 2000 году. Однако, принц Джефри оказался финансово несостоятельным, и проект заморозили. В 2001 году недостроенный корпус попался на глаза шейху из Дубая Мохаммеду аль Рашид. Он расплатился с немцами и велел достраивать мегаяхту в столице ОАЭ. Заодно и сменил название, полагая, что народ Дубая оценит этот жест по достоинству. Второе место в рейтинге государственных судов занимает «Prince Abdul Aziz». Эта яхта длиной 147 метров была построена в 1984 году. Принадлежит королю Саудовской Аравии Фадху. Третья строчка осталась за «Al Salamah». По слухам за это судно были заплачены 250 миллионов долларов. Владеет 139-метровой красавицей все та же королевская семья из Саудовской Аравии.
В рейтинге личных судов до недавнего времени лидировали американские бизнесмены. «Rising Sun» - 138-метровая яхта Ларри Эллисона, соучредителя и генерального директора компании - программного разработчика «Oracle», задавала тон. Ей вторил 126-метровый «Octopus» Пола Аллена, соучредителя «Microsoft». Однако, эти топовые плавсредства просто меркнут на фоне нового проекта Романа Абрамовича. Губернатор Чукотки не поскупился вложить более 300 миллионов долларов в уникальную мегаяхту, которая грозит стать самой роскошной и затмит даже «Dubai». Называется это чудо «Eclipse». Известно, что Роман Аркадьевич принимал деятельное участие в процессе строительства и все усилия направлял непосредственно на то, чтобы превзойти детище шейха.
Впрочем, существует и более масштабный проект, нежели «Eclipse». В октябре 2007 года была выставлена на продажу еще не построенная мегаяхта под условным названием «Подводный мир». Длина корабля составляет 220 метров, стоимость заявлена в пределах 330 - 500 миллионов долларов. Срок строительства определен в полтора года с момента покупки. Необычность судна в том, что на нем планируется 100 иллюминаторов для наблюдения за подводной жизнью.
Кроме моторных яхт остались и такие раритеты, как парусные суда. Самой роскошной частной мегаяхтой такого класса является «Maltese Falcon». Его строительство продолжалось более 12 лет, только в 2006 году это изысканное творение длиной 88 метров появилось на специальной выставке в Монако. «Maltese Falcon» отличает любопытный дизайн интерьера, акцентирующий внимание на том, что это высокотехнологичное судно. Одни навигационные огни «а-ля Феррари» чего стоят. Впрочем, общая стоимость яхты по последним оценкам составила 112 миллионов евро.
Алексей Чернов