В мире мегаяхт немало абсурда, и, прежде всего, это абсурдно высокие цены. В конце концов, быть богатым - это одно, а быть владельцем мегаяхты - это нечто совершенно другое. Потому что мегаяхта (любая яхта, длина которой превышает семьдесят метров) - это не просто средство передвижения по воде. Это символ. Символ статуса, неприличного богатства и вызывающей роскоши. Сегодня мегаяхты - это своего рода оружие, которое разит наповал. И в мире миллиардеров развернулась настоящая «гонка вооружений». Компьютерные миллиардеры, российские олигархи, восточные шейхи меряются яхтами: у кого яхта больше, у кого - длиннее, у кого - шикарнее, и так далее. Как ни странно, но это соревнование протекает довольно тихо, вдали от шума светской жизни и вспышек фотокамер, так что даже самые безобидные детали трудно раздобыть.
Мы сделали все, от нас зависящее, чтобы как можно точнее и подробнее описать каждую из мегаяхт в этом списке, хотя они окружены таким ореолом таинственности, что куда там режимным объектам. И хотя «вопиющую роскошь» едва ли можно определить в долларовом эквиваленте, в качестве критериев мы использовали цену, габариты и наличие всевозможных наворотов, которые любому представителю среднего класса покажутся избыточными.
Octopus
Мегаяхта Octopus принадлежит Полу Аллену, одному из основателей корпорации Microsoft. Длина Octopus - 124 метра, и ее легко можно принять за круизный корабль. Помимо стандартного для яхт такого класса набора - ресторанов, бутиков, спа-салонов, Octopus также оснащена двумя посадочными площадками для вертолетов, на ней есть огромный бассейн, баскетбольная площадка, полноценный кинотеатр, пять прогулочных катеров и даже парочка небольших подводных лодок (в одной из них восемь человек могут спокойно прожить под водой до двух недель).
Но главная особенность Octopus, благодаря которой яхта и попала в наш список, заключается в том, что в ее команде состоят 60 бывших морских пехотинцев. Согласитесь, приятно знать, что мартини тебе смешивает не какой-нибудь завалящий бармен, а настоящий брутальный мачо. Нет, все-таки изнурительное дорогостоящее обучение (на которое, между прочим, пошли деньги налогоплательщиков) было не напрасным - чтобы застилать постель для Пола Аллена и его гостей, без навыков «морских котиков» не обойтись!
Rising Sun
Возможно, вы удивитесь, но у миллиардеров, такие же проблемы, как у нас с вами. Вот, к примеру, Ларри Эллисон, владелец и основатель компании Oracle: купив мегаяхту Rising Sun, он понял, что она для него слишком велика. Все мы неоднократно оказывались в подобной ситуации - правда, в нашем случае речь, скорее всего, шла не о яхте.
Длина Rising Sun - почти 136 метров, и Эллисону стоило подумать, как и главное, где он будет ее швартовать. Впрочем, маловероятно, что он задумывался о таких мелочах, а между тем Rising Sun была самой длинной яхтой в мире. Правда, недолго, всего пару месяцев. Теперь с проблемой швартовки Rising Sun предстоит разбираться новому владельцу, Дэвиду Геффену. Строго говоря, Rising Sun не представляет собой ничего особенного, и кроме гигантского размера в ней нет ничего примечательного - подумаешь, баскетбольная площадка, восемь роскошных апартаментов, восемьдесят две комнаты, декоративная стена, условно разделяющая яхту на две части, джакузи, винный погреб, стеклянные лестницы, общая гостиная с настоящим камином, который топится настоящими дровами, огромные окна вместо стен, а также команда из тридцати человек, готовых в любое время дня и ночи выполнить любую прихоть Геффена и его гостей.
Savarona
Savarona - самая старая яхта в нашем списке. Она была построена в 1931 году по заказу внучки Джона Реблинга, инженера, сконструировавшего Бруклинский мост. В 1938 владелица за 1 миллион долларов продала яхту турецкому правительству, а сегодня Savarona находится в собственности турецкого бизнесмена. Длина Savarona составляет 136 метров, на ее борту 17 апартаментов класса «люкс». Главная особенность Savarona, благодаря которой она и попала в наш список, - восьмидесятипятиметровая позолоченная лестница с медной балюстрадой, соединяющая шелтер-дек с верхней палубой. Поскольку Savarona - не просто мегаяхта, а настоящее автономное государство, на ней есть и собственный лазарет, и собственная хлебопекарня, и сауны с парными и даже хаммам - стосорокаметровая традиционная турецкая ванна (в ней купался сам Великий султан Оттоманской империи). Ванная комната украшена подлинными мраморными фонтанами тех времен, на постройку которой ушло более 260 тонн мрамора. Обслуживающий персонал насчитывает около сорока человек, что вполне закономерно, учитывая, что фрахт Savarona обойдется вам в 500 000 долларов в неделю - в рейтинге самых дорогих чартеров Savarona занимает первое место.
Guilty
Удивительно, но если вы наберете в поисковике Google фразу «самая уродливая яхта в мире», среди тысяч результатов вы едва ли увидите яхту Guilty. По нашему мнению, это досадное упущение. Мегаяхта Guilty выглядит так, будто построена из конструктора LEGO, посвященного сериалу «Принц из Беверли-Хиллз». Владеет этой «красотой» греческий миллиардер, владелец обширной коллекции предметов современного искусства Дакис Жоанну. Внешний дизайн Guilty разработал Джефф Кунс, современный художник и гений эпатажа.
Кунс прославился своими скульптурами в нарочито китчевом стиле и браком с итальянской порнозвездой Чиччолиной (впоследствии она довольно успешно переквалифицировалась в политика). В 2008 Кунс стал лидером продаж на европейских аукционах - его работы в совокупности были проданы за 117,2 миллиона долларов. Одна из фарфоровых скульптур авторства Кунса - статуя поп-короля Майкла Джексона в полный рост с шимпанзе на руках - ушла с аукциона за 5 миллионов долларов. По слухам, приобрел ее именно Жоанну.
Mirabella V
Семидесятипятиметровая красавица Mirabella V - единственная парусная яхта в нашем списке. Но ее самая «особенная» особенность - или, вернее, ее единственная особенность - символизирует неугомонное стремление толстосумов обзавестись не просто роскошной мегаяхтой, а роскошной мегаяхтой, которой нет больше ни у кого.
На Mirabella V есть полностью оснащенный тренажерный зал и сауна, но не в этом ее изюминка. Роскошная Mirabella V - самая большая одномачтовая яхта в мире, и притом с самой высокой в мире мачтой (это настоящий фаллический символ, гордо возвышающийся над водной гладью и заметный издалека). Длина мачты Mirabella V - почти сто метров, поэтому яхта не может проходить под мостами, например, под мостом Золотые Ворота, поэтому Mirabella V курсирует только в Средиземном и Карибском море.
Al Salamah
Громоздкий дизайн и гигантский размер яхты Al Salamah может натолкнуть непосвященных на неизбежный - но совершенно неправильный - вывод, что это круизный корабль. Длина восьмипалубной моторной мегаяхты, принадлежащей Султану бен Абдул Азизу, кронпринцу Саудовской Аравии, занимающему несколько правительственных постов, в том числе пост министра обороны, составляет 138 метров.
Информация об обустройстве палуб и интерьере Al Salamah хранится в строгом секрете, но, по слухам, на яхте никак не менее восьмидесяти кают, несколько крытых плавательных бассейнов и даже собственная больница. Единственное, что известно совершенно точно: Al Salamah обслуживает команда из девяноста шести человек. Это самая большая команда яхты в мире.
Christina O
Несколько десятилетий назад, когда фамилия Онассис гремела на весь свет, Christina O была самой известной яхтой в мире. Изначально Christina O была канадским военным фрегатом, который даже принимал участие в боевых действиях во время Второй мировой войны (служила эскортным судном в битве на Атлантике), но греческий судостроительный магнат Аристотель Онассис превратил его в плавучий парадиз для знаменитостей, звезд Голливуда и самых влиятельных людей в мире. На Christina O (название яхта получила в честь дочери Онассиса Кристины) в разное время побывали Джон Ф. Кеннеди и Уинстон Черчилль, Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, Эвита Перон, Фрэнкс Синатра и Мэрилин Монро.
В 1998 Christina O сменила хозяина - у греческого правительства, которому Кристина Онассис продала яхту вскоре после смерти отца, перекупил другой греческий магнат и миллиардер, который немедленно начал реконструкцию легенды яхтостроения. В мае 2001 яхта была полностью восстановлена до уровня времен ее громкой славы и оснащена по последнему слову техники. Новый владелец полностью сохранил оригинальный стиль интерьера. На Christina O остался и лиможский фарфор, и уотерфордский хрусталь, и подлинники Ренуара и Ле Корбюзье, и коллекция холодного оружия, собранная Онассисом. Реставрация Christina O обошлась Джону Полу Папаниколау в пятьдесят миллионов долларов. На обновленной яхте длиной 99 метров могут с комфортом разместиться сорок человек. Здесь есть спортивный зал, массажный кабинет, библиотека, игровые площадки для детей, музыкальная комната и даже салон красоты. Но самая примечательная особенность Christina O - размещенный на корме открытый бассейн с бронзовыми бортиками, который закрывается мозаичным полом с фресками, изображающими древнегреческие мифы, как раз подходящим для вечеринок и танцев. Несмотря на то, что недельный чартер Christina O стоит примерно полмиллиона долларов, она остается самой популярной чартерной яхтой в мире.
3 A
Помните, рассказывая о яхте Guilty, мы писали о том, что она заслуживает звания самой уродливой яхты в мире? Так вот, если в поисковике Google ввести запрос «самая уродливая яхта в мире», получите фотографии 3А. Безусловно, это далеко не самая лучшая работа всемирно известного дизайнера Филиппа Старка, но его рука чувствуется повсюду - от необычного дизайна носовой части (она кажется перевернутой) до люксовых интерьеров и униформы команды, насчитывающей тридцать пять человек (белые сорочки и брюки в дневное время и аналогичный черный костюм вечером). Среди членов экипажа: стюарды, инженеры, сотрудники службы безопасности, обслуживающий персонал, повара, инструкторы по серфингу, водным лыжам.
Яхта была построена в 2008 для российского миллиардера Андрея Мельниченко, главы компании «ЕвроХим». Стоимость 3А составила 300 миллионов долларов, а ее ежегодное содержание обходится примерно в 20 миллионов долларов. По форме яхта больше напоминает субмарину, ведь в ней отсутствует открытая верхняя палуба. Внутренний и внешний дизайн разработаны исключительно для удобства хозяина, без особого внимания к потребностям возможных гостей (которые, по слухам, бывают на 3А очень редко). Поражает роскошью главный - «хозяйский» - сьют площадью 2583 квадратных фута, со стенами из пуленепробиваемого и взрывоустойчивого стекла толщиной 44 миллиметра и огромной белой вращающейся кроватью в центре. Ведет туда отдельная винтовая лестница с зубчатыми серебристыми стенами, вход защищает система дактилоскопического контроля.
Ocean Breeze/Qadisiyah Saddam
Мегаяхта Qadisiyah Saddam, сегодня известная как Ocean Breeze, была построена для иракского диктатора Саддама Хусейна, а это значит, что она поражает не просто роскошью, а восточной роскошью.
Ocean Breeze щедро украшена арками, резьбой по дереву и роскошными коврами с изображением различных городов. Сантехника на борту изготовлена из золота, а на верхней палубе расположена вертолетная площадка. На борту Ocean Breeze несколько салонов с роскошным интерьером, крытые бассейны, сауны, а также операционная и секретный тоннель, ведущий к подводной лодке, оснащенной всем необходимым. Одержимость безопасностью также выдают иллюминаторы и стены из непробиваемого стекла, собственная ракетная установка (даже во время отдыха настоящий военачальник не должен расслабляться). Впрочем, опасения Саддама можно понять: яхта была построена в 1981, когда Ирак находился в состоянии войны с Ираном. Понятное дело, что на создание грандиозной яхты пошли народные деньги, поэтому сотрудники датской верфи, на которой была построена Ocean Breeze, подписали соглашение о неразглашении. Однако наиболее вопиющая особенность этой плавучей крепости - роскошно обставленная молитвенная комната.
Eclipse
Eclipse сочетает в себе сразу несколько превосходных степеней, благодаря чему по праву получает титул самой крупной (длина - 162 метра), самой дорогостоящей и самой роскошной частной мегаяхты в мире.
Eclipse была построена на гамбургской верфи Blohm & Voss по заказу российского олигарха Романа Абрамовича и спущена на воду в 2009. Окончательная цена яхты (785 миллионов долларов) оказалась почти вдвое выше проектной (485 миллионов долларов).
В отличие от мегаяхты 3А, которой владеет другой российский олигарх, Андрей Мельниченко, на Eclipse имеется несколько секретных выходов, а также подводный тоннель к мини-подлодке, что позволяет Абрамовичу появляться и покидать яхту незамеченным. На борту Eclipse имеется 15 кают класса «люкс», гимнастический зал с сауной, кинозал, бассейн, взлетные площадки для вертолета, система предупреждения о ракетном нападении и - главный «бонус» - адмиральская каюта площадью 500 квадратных метров со сценой и выходом в приватный сад.