Лодки, как и прочие средства передвижения, классифицируются по разнообразным признакам. В этот список входят метрические показатели – водоизмещение, масса, размер; классовые показатели – тип, вид. Кроме того, сюда же включается и признак механизма приведения плавсредства в движение. Например, маломерные судна могут быть как весельные – то есть приводимые в движение непосредственно мускульной силой гребцов, так и парусные. Отдельным пунктом идут моторные лодки – плавательные средства, оборудованные разнообразными механическими автодвижущими агрегатами. Как классифицируются подвесные лодочные моторы и в чем их особенности?
Переносная мощь
Все моторные плавсредства делится на несколько довольно больших категорий. Для выяснения значимости и роли подвесных моторов необходимо провести анализ лишь одной категории водного транспорта – маломерных судов. Установка подвесных двигателей целесообразна только в этом сегменте плавательной техники – для более габаритных и тяжелых лодок и кораблей предусмотрены штатные системы.
Все переносные лодочные моторы оборудованы универсальным унифицированным креплением, позволяющим зафиксировать двигатель на корме лодки. Единый способ крепления делает выбор подвесного мотора гораздо проще: потенциальный клиент не обращает внимания на проблемы совместимости узлов, а подбирает лишь необходимые характеристики и функции двигательного модуля.
Первый подвесной мотор для лодки был изобретен и протестирован американцем с несколько нехарактерным для Северной Америки именем Оле Эвинруд. Первый мобильный двигатель для моторной лодки являлся полуторасильным бензиновым агрегатом, сконструированным по четырехтактной схеме. С тех пор конструкция и характеристики моторов значительно изменились, предоставив счастливым владельцам моторных плавсредств широкую свободу действий и возможностей.
На сегодняшний день наиболее популярными марками подвесных моторов являются бренды Yamaha, Tohatsu, Honda и Mercury. Как ясно видно из названий, безраздельное владение рынком двигателей для моторных лодок осталось за азиатскими производителями, однако на российском рынке встречаются и отечественные марки. Впрочем, большинство покупателей все же отдают предпочтение именно проверенным импортным вариантам.
Правила выбора подвесных лодочных моторов
Казалось бы, никаких трудностей выбор двигателя для моторной лодки не должен вызывать: чем больше мощность, тем, соответственно, лучше. Однако самое простое и очевидное решение отнюдь не всегда оказывается самым лучшим. Избыточная мощность мотора может привести к неприятным - если не катастрофическим - последствиям: подобные несбалансированные лодки часто становятся неуправляемыми и терпят крушение.
Еще более трудным вопросом становится проблема выбора между одним мощным мотором и связкой из двух более легких двигателей. Каждый вариант имеет право на существование и должен быть рассмотрен владельцем моторки со всей ответственностью.
Одномоторные лодки отличаются неоспоримо большей скоростью и гораздо большей экономичностью в сравнении со своими многомоторными собратьями. По расчетам специалистов, двухмоторная лодка в среднем потребляет до 50 % горючего сверх установленной для одномоторки нормы. Кроме того, оснащение лодки одним мотором с чисто материальной точки зрения несколько дешевле, нежели приобретение оборудования для создания двухмоторки.
Впрочем, у многомоторных лодок также есть свои козыри, которые достойно отвечают преимуществам стандартных одномоторных плавсредств. Например, двухмоторные лодки значительно надежнее: при выходе из строя одного из моторов, плавсредство вполне в состоянии дотянуть до берега на оставшемся двигателе. Кроме того, непосредственное перемещение двух небольших моторов по суше гораздо удобнее, чем перетаскивание одного стопятидесятикилограммового агрегата.
На сегодняшний день наиболее популярными считаются двухмоторные двигательные схемы, обеспечивающие высокий уровень надежности и гарантирующие четкое выполнение поставленных задач, будь то рыболовство, туризм или же просто водная прогулка. Как правило, связки из двух моторов также можно увидеть на большинстве государственных маломерных плавсредств, лодках воднадзора.
Максим Кузнецов