Существует легенда, что однажды поклонники мотокросса, устав от однообразных заездов, захотели более острых и специфических ощущений. А поскольку дело происходило на Североамериканском континенте, то за новым развлечением дело не стало. Было решено устраивать гонки, но на воде.
Спрос, как известно, рождает предложение. Канадская компания Bombardier, основанная в 1942 году, имеющая много славных достижений к середине ХХ столетия, взялась за постройку водного мотоцикла. В 1968 году в продажу поступило первое изделие, сразу завоевавшее сердца теперь уже бывших поклонников мотокросса. Потому что по яркости и глубине ощущений, по совокупности экстрима и удовольствия водные гонки стояли на порядок выше. Как водится, вскоре новомодное развлечение переняли и европейцы. Особенно по душе эта забава пришлась жителям Аппенинского полуострова. Впоследствии именно итальянцы составили конкуренцию американцам в водных гонках.
40 лет прошло с момента выпуска первого аквабайка, однако, позиции Bombardier на рынке водных мотоциклом по-прежнему сильны. Эта фирма по праву считается лидером индустрии. Более-менее успешно конкурировать с канадцами может американская компания Polaris и три гиганта японской промышленности: Yamaha, Kawasaki и Honda. Другие производители серьезными поклонниками аквабайка даже не рассматриваются.
Основное предназначение аквабайка - это спорт. Модели, используемые в соревнованиях, еще называют «стоячие». Они характеризуются облегченной конструкцией, мощным двигателем, высокой скоростью. Управлять таким гидроциклом достаточно непросто, требуется специальная подготовка, опыт. Кроме того, присесть на таком мотоцикле не получится, ездить можно только стоя. Зато выполнять различные трюки, лихачить и просто радовать публику на спортивном аквабайке - одно удовольствие. Кстати, не принято скидывать скорость ниже 100 км/ч.
«Сидячие» гидроциклы еще называют туристическими. Они более устойчивы, легки и приятны в управлении. Могут быть одно-, двух-, трех- и четырехместные. Причем, прослеживается очевидная зависимость: чем большее количество пассажиров может вместить аквабайк, тем меньшая скорость заявлена. В основном, на туристических моделях принято кататься, не превышая 80 км/ч. Помимо безопасности, «сидячие» водные мотоциклы отличаются комфортабельностью. Как правило, они имеют внушительный багажный отсек, куда можно сложить провизию и необходимые в водном путешествии вещи. Некоторые модели оснащены площадкой для загара и откидной ступенькой, позволяющей легко забираться на аквабайк из воды - это могут оценить все любители сделать небольшую остановку и вволю покупаться.
Существуют и спортивно-туристические модели. В основном, они рассчитаны на 1-2 пассажиров и не несут излишнего дополнительного оснащения. На таких гидроциклах можно развить вполне приличную скорость, выполнить пару трюков. Из туристической составляющей им «досталась» простота управления.
На заре производства аквабайков неоднократно вставал вопрос о том, какие двигатели использовать. В конечном итоге, идея с винтовыми моторами была отвергнута в пользу водометов. Их преимущество в большей безопасности и в том, что применение двигателей такого типа не загрязняет окружающую среду.
Для России водные гонки явление пока новое. Только в 1998 году были проведены первые соревнования по этому виду спорта в национальном масштабе. Понятно, что сражаться на равных с признанными мировыми авторитетами, пока рановато. Хотя дело не столько в отсутствии должных традиций и опыта - смелость, как известно, города берет - а в том, что, помимо мастерства, большая доля успеха зависит от техники. Подготовка аквабайка к соревнованиям на международном уровне предполагает значительные денежные траты. К тому же, каждый год принято производить модернизацию, что тоже выливается во внушительные суммы. Нашим спортсменам, по вполне понятным причинам, сложно поддерживать «гонку вооружений». Зато они берут азартом, отвагой, жаждой победы. Так что перспективы развития этого вида спорта достаточно неплохие, тем более что ежегодно расширяется география участников, проводятся национальные чемпионаты.
Вообще, аквабайк - игрушка довольно капризная. Используется только летом, весьма недешева в эксплуатации, есть сложности с межсезонным хранением. Однако все это перекрывается удовольствием, получаемым от ощущения безграничной свободы, от скорости и виражей, от огромного выброса адреналина. За это можно все отдать.
Алексей Чернов