Парусные яхты создаются для неисправимых романтиков. Для тех, кто бредит морем, бескрайними просторами. Для тех, кто хочет почувствовать силу ветра; укротить и приручить стихию. Но не при помощи самых современных технических средств, а по старинке, благодаря парусу и собственному мастерству.
А достижения прогресса можно использовать для придания интерьеру самого комфортабельного или роскошного вида. Ведь даже самые неисправимые романтики нуждаются в уюте.
Преимущества парусных яхт очевидны. Суда данного типа, как правило, гораздо дешевле моторных аналогов. Значительно выгоднее они и в эксплуатации, ведь основные затраты приходятся на топливо, которое априори не требуется парусной яхте. Пожалуй, на этом преимущества и заканчиваются. Недостатки также лежат на поверхности. Это значительно более низкая скорость, зависящая исключительно от силы и направленности ветра, от течений. И управление, требующее высокой квалификации, опыта, хладнокровия.
К парусных судам, как и к моторным, применим термин мегаяхта. Так называют яхты длиной более 25 метров, построенные зачастую по индивидуальным заказам. По уровню роскоши и комфорта такие суда вполне могут соперничать с самыми престижными моторными аналогами, даже превосходить их. Парусные мегаяхты пригодны для длительных морских путешествий.
Самой известной парусной мегаяхтой считается 88-метровый «Maltese Falcon». Это судно отличает роскошный, изысканный интерьер, подчеркивающий, что, несмотря на парусное оснащение, корабль представляет собой современное, высокотехнологичное устройство, способное решать самые серьезные морские и океанские задачи. В самом деле, не зря ведь «Maltese Falcon» строили в течение 12 лет. И стоимость в 112 миллионов евро ко многому обязывает.
Круизные парусные яхты предназначены для продолжительных морских путешествий. Эти суда отличают два главных признака: относительно несложное парусное вооружение и комфортабельное оснащение кают. Как правило, суда такого класса прекрасно подходят для семейного или дружеского отдыха. И по цене они намного привлекательнее мегаяхт.
Но все-таки основное предназначение парусных яхт - это гонки. Где, как не на паруснике, можно проверить ловкость, смекалку, мастерство, отвагу. Смотреть соревнования таких судов - одно удовольствие. А участвовать в них престижно, волнительно и увлекательно.
Существуют специальные классы яхт, предназначенные для подобных гонок. Это крейсерские яхты, гоночные яхты и швертботы. Роднит такие суда то, что при проектировании во главу угла ставились скоростные показатели, поэтому плавсредства чрезвычайно легки, что достигается, в том числе, и максимальным пренебрежением к комфорту, конечно, в зависимости от принадлежности к тому или иному классу. Совершать морские круизы на подобных яхтах не получится и не рекомендуется, если только не задаться целью получить порцию сверхсильного экстрима. Впрочем, на гоночных яхтах даже и это противопоказано, ведь основное назначение таких судов - гонки на небольших дистанциях. Как следствие, они не имеют каюты, рубки, трюма. Что и служит основным отличием от крейсерских яхт, которые обладают более прочной конструкцией и способны участвовать в соревнованиях, проводящихся на значительном удалении от баз. Впрочем, в современном парусном спорте крейсерские яхты не распространены. Как правило, проектируются смешанные варианты, называемые крейсерско-гоночными. Такие суда сочетают лучшее из обоих классов и вполне пригодны для дальних плаваний. Стоит отметить, что крейсерские и крейсерско-гоночные аналоги оснащены необходимым навигационным оборудованием, зачастую имеют вспомогательный двигатель, на крайний случай.
Швертботы - это вариант парусного судна, характеризующийся мелкосидящим, широким корпусом. Собственно, название произошло от термина «шверт», который обозначает плоский выдвижной киль. Преимущество шверта в том, что, убрав его, яхта может проходить мелкие участки водоемов, также при попутном ветре это уменьшает сопротивление корпуса, скорость становится выше. Правда, страдает устойчивость, и при неумелом управлении судно может перевернуться.
Парусные яхты с двумя или тремя корпусами называют катамаранами или тримаранами. Первые отличаются более высокими скоростными характеристиками, чем даже сверхлегкие швертботы. Это достигается за счет меньшего сопротивления длинных узких корпусов. Тримараны утратили в последнее время популярность, поскольку они плохо управляемы на волне, имеют резкую качку, переворачиваются, если превышен допустимый угол крена. А вернуть катамаран или тримаран в исходное положение в море практически невозможно.
Алексей Чернов