Яндекс, самая популярная поисковая система в России, получила листинг на NASDAQ, а затем там же началась публичная продажа акций компании. Это, несомненно, значимое событие, но его не следует рассматривать как поворотный момент в российском интернет-бизнесе в целом.
Как все было
Компания, головной офис которой находится в Москве, первоначально планировала заработать на IPO 1 миллиард долларов, а оценочная стоимость самой компании составляла 6 миллиардов. Однако затем ожидаемая прибыль от первичного размещения повысилась до 1.1 миллиардов, и IPO Яндекса стало самым амбициозным в России - с тех пор, как РУСАЛ в начале 2010 года заработал на своем IPO 2.2 миллиарда долларов.
Однако в результате прибыль от IPO Яндекс оказалась даже выше ожидаемой - 1.26 миллиарда долларов, благодаря чему Яндексу удалось попасть в список крупнейших IPO 2011 года среди технологических компаний. Кроме того, большой спрос заставил андеррайтеров поднять цену акции (сначала называлась цена 20-22 долларов, но через некоторое время она выросла до 25-26 долларов).
Первичное размещение акций - случайно или намеренно - состоялось в то время, когда интерес инвесторов к акциям технологических компаний очень высок. За неделю до IPO Яндекс очень успешно началась продажа акций LinkedIn, а месяцем ранее перешла в статус публичных компаний крупнейшая социальная сеть Китая Renren - и тоже очень успешно.
История Яндекса, несомненно, очень привлекательна с точки зрения инвесторов. Компания обслуживает 65% поисковых запросов в России; Яндекс - шестой среди самых популярных поисковых системы в мире по количеству запросов. Кроме того, он является одной из немногочисленных поисковых машин, которые обыгрывают Google на своих национальных рынка (через Google в России проходит 22% запросов).
Яндекс еще и лидер бурно растущего российского рекламного рынка: 88% доходов компании поступает именно из этого сектора. В 2010 году доход Яндекса составил 134 миллиона долларов, в первом квартале 2012 года - 29 миллионов.
Вообще, успех российских компаний, планировавших осуществить IPO за границей, в 2011 году был неоднородным. IPO Яндекса уравновесило количество между удавшимися и неудавшимися первичными размещениям. Однако общая стоимость неудавшихся IPO (3.980 миллиона долларов) все же превысила общую стоимость состоявшихся IPO (3.133 миллиона долларов).
Из неудавшихся первичных размещений самыми известными стали IPO компаний «Вертолеты России», «Евросеть» и «Nord Gold».
Основной причиной неудач большинства из планировавшихся российскими компаниями IPO является расхождение между назначенной начальной ценой акций и ценой, которую готовы платить игроки рынка. Нехватка опыта у некоторых московских банкиров, а также недостаточное число опытных руководителей в компаниях, в которых один или два человека владеют большей частью компании, лишь послужили дополнительными причинами, по которым осуществление IPO на зарубежных рынках оказалось невозможным. Пока эти фундаментальные проблемы не будут решены, выход российских компаний на биржи других стран будет оставаться редким явлением. IPO Яндекс - пример грамотных действий руководства, в том числе, правильного выбора андеррайтеров и времени для осуществления первичного предложения. Пока этот случай для России является исключением из правил.
В первый день торгов Яндекс попал в число крупнейших технологических IPO 2011 года
Акции компании Yandex NV, владельца самой популярной в России поисковой системы Яндекс, в первый день выросли в цене на 55%. Компания заработала на первичном публичном предложении 1.3 миллиарда долларов. Акции были размещены на бирже NASDAQ, и продаются под тикером YNDX.
В первый день торгов, к 16 часам по нью-йоркскому времени, цена акций поднялась на 13.84 доллара. Компания продала 52.2 миллиона акций, каждая стоимостью 25 долларов - это 16.2% всех акций Яндекса. Оценочная стоимость компании составляет 8 миллиардов долларов.
Дебют Яндекса, объем рынка которого в России почти в три раза больше, чем у Google, стал одним из крупнейших технологических IPO 2011 года. Время для IPO было выбрано удачно. В этом же году в статус публичных перешли другие крупные технологические компании, например, LinkedIn, чей IPO повысил общую «температуру» рынка ценных бумаг. Несмотря на то, что рынок в целом стал очень неоднородным, а зачастую и нестабильным, инвесторы по-прежнему проявляют интерес к относительно молодым высокотехнологичным компаниям.
Рынок интернет-рекламы в период с 2008 по 2010 год вырос на 51%, и достиг 26.65 миллиардов рублей. В то же время расходы на печатную рекламу в России сократились на 41% - вместе с доходами соответствующих рекламных агентств. Спрос рекламу на радио и телевидении сократился на 21% и 6%, соответственно. Яндекс, со-основателем исполнительным директором которого является Аркадий Волож, получает большую часть своей прибыли именно за счет размещения рекламы.
«Большое пространство»
«У нас все еще есть большое пространство для роста», - говорил Аркадий Волжо журналистам накануне IPO, - «Рынок рекламы в России, по прогнозам, в следующие несколько лет увеличится втрое, а кроме того, у нас есть соседний рынки».
Российская интернет-индустрия, крупнейшая в Европе после Германии по количеству пользователей, переживает стремительный рост, и к 2015 году может составить 3.7% внутреннего валового продукта страны - в два раза больше, чем в 2009 году. Интернет-поиск монетизировать проще всего, поэтому, согласно мнениям многих экспертов, перспективы Яндекса выглядят весьма радужными.
Дмитрий Медведев, еще будучи президентом Российской Федерации, активно пользовался блогами, посещал Кремниевую долину, офис Twitter в Сан-Франциско и неоднократно подчеркивал, что модернизация является приоритетом для его администрации.
Русский Google
Доход от IPO, согласно проспекту Яндекса, будет использован для инвестиций в технологии, инфраструктуру и, возможно, на поглощение других компаний.
Андеррайтерами Яндекса выступили Morgan Stanley (MS), Deutsche Bank AG (DBK) and Goldman Sachs Group Inc. (GS).
LinkedIn, первая крупная социальная сеть в США, которая решила начать публичную продажу акций, заработала на IPO 352.8 миллиона долларов. В целом, в 2011 году 230 компаний планировали осуществить IPO в США, и большинству это удалось. Очевидно, Яндекс выбрал для своего IPO очень удачный момент, и эксперты говорят, что его с большой вероятность ожидает успех и в долгосрочной перспективе. В конце концов, они не просто так называют Яндекс не иначе, как «русский Google».