Вступление на капиталистические экономические рельсы, помимо прочих прелестей рыночной экономики, привнесло в нашу жизнь расширение такого понятия, как пенсионный фонд. Прежде в нашей стране существовал лишь один Пенсионный фонд, который был целиком и полностью государственным, с чёткой и фиксированной таблицей коэффициентов, по которому и определяли размер пенсии для каждого ушедшего на заслуженный отдых трудящегося. Теперь же стал доступен и опыт зарубежных стран в этом вопросе, и оказалось, что государственные пенсионные фонды это не единственный вариант обеспечения достойной старости тому, кто её заработал.
Старый добрый государственный Пенсионный фонд России
В современной экономико-правовой мировой системе под пенсионным фондом подразумевается совокупность активов, которые вносятся гражданами для управления в рамках пенсионной системы и гарантируют право на пенсионное обеспечение. Основу пенсионной системы Российской Федерации составляет Пенсионный фонд РФ, являющийся внебюджетным государственным фондом, который выплачивает пенсии около 40 миллионам человек и различные социальные выплаты 20 миллионам граждан, принадлежащим к тем или иным льготным категориям населения. Помимо этих Пенсионный фонд выполняет также следующие основные функции: учет страховых средств; взаимодействие со страхователями (работодателями-плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимок по пенсионным взносам; управление средствами пенсионной системы; учет участников системы обязательного пенсионного страхования; реализация программы государственного со-финансирования добровольных пенсионных накоплений и другие.
Стандартная ставка пенсионных взносов в Пенсионный фонд равняется 14 % от размера заработной платы, эти средства делятся на накопительную и страховую части пенсии. С 2010 года пенсионные взносы, ранее являвшиеся частью единого социального налога, выделены в отдельный вид платежей. Отныне совокупный объем страховых взносов изменится: в текущем году он ещё сохраняется в размере 26%, из которых 20% направляются на обязательное пенсионное страхование. Если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх этой суммы не взимаются. С 2011 года размер совокупных взносов составит 34%, 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию.
Российские негосударственные пенсионные фонды
С не таких уж давних пор в России появилась возможность альтернативного накопления пенсионного обеспечения работающими гражданами, негосударственные пенсионные фонды, которые являются дополнительными по отношению к государственной пенсионной системе. При этом ко всем негосударственным пенсионным фондам (НПФ) предъявляется ряд требований, основные из которых выглядят следующим образом:
- НПФ обязан иметь актуарный баланс (финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений);
- наряду с установленными выплатами иметь и установленные взносы, иметь признаки солидарной либо накопительной системы или сочетать эти принципы;
- обеспечивать выплату именно пенсий, а не только лишь единовременных сумм;
- финансироваться за счёт и взносов работодателя, и взносов самих накопителей.
Кроме того, НПФ является особой некоммерческой организацией, которая осуществляет присущие только ей виды деятельности. К их числу относятся действия по профессиональному пенсионному страхованию в полном соответствии с федеральным законодательством, действия по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с соответствующими договорами, действия по страхованию по обязательному пенсионному страхованию. Одним из примеров современных негосударственных пенсионных фондов в России является НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», основанный в 1994 году и к настоящему моменту насчитывающий около полутора миллионов клиентов. При этом уже сейчас этим НПФ осуществляется полномасштабное пенсионное обеспечение более 40 тысяч человек.
Пенсионные фонды: зарубежный опыт
Конечно, за рубежом опыт развития систем пенсионного обеспечения гораздо богаче отечественного, вследствие чего наблюдается большое разнообразие в данной сфере, в том числе и в вопросе о пенсионных фондах. И всё-таки из всего комплекса более или менее оригинальных типов пенсионных систем, распространённых в развитых капиталистических странах, можно выделить два основных вида: пенсионные системы с обязательной накопительной частью и с добровольной накопительной частью.
Наиболее показательным примером системы с обязательной накопительной частью является Швеция, с её едва ли не идеальной социальной сферой. В этой скандинавской стране пенсия состоит из трёх основных частей. Первая из них это гарантированная, являющаяся гарантией минимального размера условно-накопительной пенсии. Она финансируется государственным бюджетом и выплачивается начиная с 65-летнего возраста. Вторая часть – условно-накопительная, и её размер прямо зависит от размера заработной платы накопителя, то есть чем больше зарплата, тем больше откладывается «на старость». Данные средства расходуются на выплату текущих пенсий (которые могут выплачиваться с момента достижения 61 года) и являются основой для исчисления размера пособия. Средства на условно-накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от динамики заработной платы. Третий уровень это накопительная пенсия, и на её получение также можно рассчитывать с 61 года. В данном случае размер пенсии также зависит от размеров заработной платы, однако, в отличие от условно-накопительной части пенсии, здесь речь идёт о реальных деньгах, которые отдаются в управление пенсионным фондам и работают на рынке в качестве инвестиций в различные проекты.
Если говорить о пенсионных системах с обязательной накопительной частью, то нужно вспомнить, прежде всего, США. Здесь пенсионная система основана главным образом на личном пенсионном страховании населения, которое осуществляется как государственными, так и частными пенсионными фондами. Поступающие в пенсионные фонды в виде налогов на социальное страхование средства распределяются в форме ежемесячных пенсионных выплат. Таким образом, государственная распределительная система ориентирована на гарантированную выплату пенсий пенсионерам. Накопления резервов в этом случае возможно лишь тогда, когда поступления в пенсионные фонды стабильно превышают расходы. При этом, если государственные пенсионные фонды ориентированы на распределительную социальную функцию, то частные фонды делают ставку на накопительную систему, при которой социальные взносы используются данными фондами для инвестиций
Александр Бабицкий