Петр I был удивительным человеком: обладая совершенно непритязательными личными вкусами, он, когда дело доходило до государственного уровня, умел изменить свою неприхотливость на строгую требовательность и взыскательность, становился настоящим гурманом. Летний сад - жемчужина Петербурга, гордость его жителей и душа города - детище Петра I, который пожелал иметь резиденцию «лучше, чем у французского короля в Версале». Для того, чтобы превзойти Версаль, Летний сад был спланирован с соблюдением европейских канонов, вплоть до установки декоративных скульптур, как требовала тогдашняя европейская мода. Савва Рагузинский и Юрий Кологривов были посланы в Италию для закупки скульптур. При этом сюжеты и темы были строго европейскими, их буквально сверяли по специальному справочнику.
В результате в Летнем саду возникла первая российская коллекция светской скульптуры. И то высшее дворянство, которое еще тосковало об отстриженных бородах, было вынуждено приобретать альбомы с рисунками и описаниями, изучать античное искусство и мифологию - ведь государь, прогуливаясь по Летнему саду, мог нежданно учинить экзамен («А что это Психея так наклонилась над Амуром? Не знаешь?!»).
При Петре I только в парадной части Летнего сада находилось около 150 скульптур. Позже (конец XVIII - начало XIX вв) часть статуй и скульптурных композиций переместили в Царское Село, Петергоф и Павловск. Часть оказалась в Эрмитаже. Наводнения также проредили удивительную коллекцию Летнего сада. К настоящему времени в саду осталось 91 скульптура: 38 статуй, 5 скульптурных групп и 48 бюстов - в основном работы итальянских и венецианских мастеров конца XVII - начала XVIII вв.
Так как Летний сад был задуман, как соперник Версальских садов, Петр I не мыслил, чтобы в нем не было фонтанов - европейские каноны того времени требовали, чтобы в садах были не только статуи, но и льющаяся вода. В 1725 году в Летнем саду было 20 фонтанов, а к 1736 году их количество возросло более, чем вдвое.
Летний сад вообще оказался полон воды - для его устройства приходилось проводить осушительные работы, что привело к созданию цепи каналов и прудов. Некоторые пруды представляли собой настоящие бассейны - с дном из каменных плит. Так, в овальном пруду, запланированный Леблоном в одном из боскетов вокруг Главной аллеи, упорно не держалась вода - ее запускали дважды, он все было бесполезно. Петр I приказал устроить не просто глиняное дно, как в обычных прудах, но уложить каменные плиты и залить цементом. На прудах устраивались «птичьи палаты» - домики для уток, гусей и множества птиц редких пород.
Летний сад стал уникальной композицией, своеобразным музеем, который неизменно вызывал восхищение. Это был любимейший «парадиз» Петра I, символ новой столицы. Великие мастера - Я.Росен, Д.Трезини, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Ф.Б.Растрелли, Ю.М.Фельтен, Л.И.Шарлемань - создавали Летний сад, который начинался в 1704 году как скромный голландский сад, но стараниями талантов превратился в парадный регулярный сад, гордость Петербурга.
Любопытно, что несмотря на наводнения (особенный урон композиции сада нанесло наводнение 1777 года), изменяющуюся моду (на смену регулярным паркам приходили пейзажные) и прочие жизненные пертурбации, композицию Летнего сада всегда старались сохранить неизменной: парадный регулярный парк, как и задумывал изначально Петр I.
К сожалению, сейчас Летний сад уже далеко не тот, каким он был при Петре I. Для ландшафтной архитектуры вообще характерно естественное старение и угасание, ну а для Летнего сада этот процесс был еще дополнительно спровоцирован бессистемными посадками в попытках восстановить его после Великой Отечественной войны (в результате бомбежек многие старые деревья были уничтожены). Обследование, проводившееся в 2000 году, показало, что более 80% деревьев Летнего сада находятся в неудовлетворительном состоянии: в результате плохо спланированных посадок был переуплотнен весь массив, и начались болезни деревьев, помехи в росте газонов и т.д.
В настоящее время Летний сад уже перестал быть тем роскошным ансамблем из дворцов, павильонов, фонтанов, цепочек прудов и различных аллей с «затеями», которым восхищался весь мир на протяжении XVIII века. Теперь это лишь довольно большой городской сквер, украшенный старинными скульптурными композициями, слава которого держится на воспоминаниях о прошлом величии.
Именно эта ситуация подвигла Русский музей, в чьем ведении сейчас находится Летний сад, на реставрационные работы. По мнению руководства Русского музея «необходимость реставрации обусловлена постепенной утратой Летним садом признаков, присущих художественному памятнику: стилистической определенности, завершенности образа, черт исторической достоверности. При этом речь не идет о возвращении ему облика на какой-то условный “период расцвета”. Реставрационные мероприятия должны лишь переместить художественные акценты таким образом, чтобы сделать более наглядным прошлое памятника, замаскированное не столько временными наслоениями, сколько общей деградацией сада».
О планируемом начале реставрационных работ сообщали уже дважды: в феврале 2008 года и в январе 2009 года. Фактически речь идет о закрытии Летнего сада на период проведения реставрационных работ, и этот срок может продлиться как всего один сезон, так и до 2013 года (но уж тогда-то работы должны быть закончены в любом случае, ведь грядет 400-летие Дома Романовых). Однако, пока «воз и ныне там», и лишь проскакивают сообщения о том, что запланированных средств для реставрации Летнего сада выделено не будет. Уже из предполагаемых 4,5 млрд. рублей осталось 2,3 млрд. руб., а поговаривают, что смета будет сокращена до 1 млрд. руб. Цифры, конечно, звучат солидно, но для восстановления Летнего сада во всей его красе этого явно недостаточно.
София ВАРГАН