Триумфальная арка на площади Шарля де Голля, обращенная фасадом к Елисейским полям, - такой же хрестоматийный символ Парижа, как и Эйфелева башня. Это величественное сооружение является стержнем Триумфального пути - исторической оси от Триумфальной арки на площади Карусель в Лувре до Большой арки - творения современных архитекторов в парижском квартале Дефанс.
Проектирование монумента славы французской армии
В 1806 году Наполеон решил увековечить славу французского оружия после победы в битве при Аустерлице. На его рассмотрение были представлены разные варианты памятников. Наполеон склонялся к экстравагантной идее поставить каменную арку в виде огромного слона, внутри которой должен был разместиться музей французской армии. Но, под влиянием придворных архитекторов, он остановил свой выбор на античном варианте монументального сооружения в честь военных побед. Архитекторы Жан-Франсуа Шальгрен и его брат Жан-Арно Раймон взяли за основу неоклассической версии будущего монумента знаменитую арку Тита в Риме - с единым арочным пролетом и поддерживающими колоннами по бокам. Чтобы подчеркнуть величие побед Наполеона, они решили превзойти прототип размерами: высота парижского арки - 50 метров, ширина - 45 метров, свод главного пролета составляет 29,19 метров в высоту и 14,62 метра в ширину, а небольшой свод шириной 8,44 метра устремляется ввысь на 18,68 метра. При работе над проектом между братьями разгорелась настоящая вражда: Раймон настаивал на украшении будущей арки колоннами и пилястрами, но Шальгрен представлял внешний вид сооружения иначе. В итоге Раймон был вынужден покинуть проект.
Строительство Триумфальной арки
Триумфальную арку было решено строить за городской чертой - на холме Шайо, к которому примыкала площадь диаметром 120 метров, получившая в 1854 году свой нынешний «звездообразный» вид благодаря расходящимся от нее лучами двенадцати улицам. 15 августа 1806 года, в день рождения Наполеона Бонапарта, состоялась закладка первого камня в фундамент будущей Триумфальной арки. Никто и не догадывался, что строительство фундамента растянется на целых два года: грунт на холме Шайо оказался слишком мягким, чтобы установить на нем столь массивное сооружение. Под фундамент пришлось копать котлован на глубину 8 метров. В 1810 году будущая Триумфальная арка из камня, привозимого с карьеров Шато-Ландона в Иль-де-Франсе, возвышалась над землей всего на метр. Впрочем, парижане всё же увидели полномасштабную модель арки из досок и холстов: такая декорация была сооружена специально для проезда свадебного кортежа Наполеона и новоиспеченной императрицы Марии-Луизы. В январе 1811 года Шальгрен внезапно умер, через 8 дней скончался его брат Раймон, а затем последовала череда военных поражений и отречение Наполеона. До завершения строительства арки на тот момент не хватило всего 5 метров.
Лишь в 1833 году «король-гражданин» Луи-Филипп решил закончить возведение арки, вложив в него новую идею - увековечение памяти всех французов, принимавших участие в войнах начиная с 1792 года. Строительство продолжили архитекторы Густ и Гюйо. 29 июля 1836 года монумент, на сооружение которого потребовалось три десятилетия и более десяти миллионов франков, был торжественно открыт. В честь этого события Луи-Филипп устроил банкет на 300 гостей.
Триумфальная арка как произведение искусства
Грандиозное неоклассическое сооружение с элементами романтизма украшено рельефными композициями, созданными лучшими академическими скульпторами Франции - Жан-Пьером Корто, Атуаном Этексом, Франсуа Рюдом, Жан-Жаком Прадье, Филиппом Оноре Лемером. Восточный фасад пятиметрового фриза украшают рельефные изображения французской армии, начавшей поход, на западном фасаде создана скульптурная картина ее возвращения. На аттике размещены 30 щитков, на которых выгравированы названия значимых сражений французской армии на территории Европы и Африки. Своды малых арок хранят имена 558 офицеров времен Наполеона. Пилоны арки украшают барельефы высотой 12 метров: на авеню Великой Армии обращены скульптурные группы Этекса «Апофеоз мира» и «Сопротивление нашествию», со стороны Елисейских полей - композиции «Апофеоз Наполеона» работы Корто и «Марсельеза», или «Отступление добровольцев в 1792 году» работы Рюда - самая известная композиция, полная динамизма и экспрессии. Скульптурную группу охваченных единым порывом воинов, выступающих в поход, возглавляет крылатая богиня, воспринятая французами как аллегорический символ революции, победы и свободы. Арка окружена ста гранитными тумбами, символизирующими «сто дней» наполеоновского правления. Тумбы соединены друг с другом чугунными цепями.
Могила неизвестного солдата
28 января 1921 года под Триумфальной аркой был торжественно захоронен неизвестный французский солдат, погибший в первую мировую войну. В память о всех французах, пропавших без вести на полях сражений, над могилой горит Вечный огонь. Французы первыми в Европе возродили древнеримскую традицию зажжения вечного огня и придали ей новое значение: прежде священный огонь горел лишь в храме богини Весты и был погашен в конце IV века.
Музей истории Триумфальной арки
Внутри арки разместилась музейная экспозиция, посвященная истории монумента. В феврале 2008 года стараниями архитектора Кристофа Жиро и художника Мориса Бенаюна музей претерпел значительные изменения: концепция выставки, созданной в тридцатые годы, осталась прежней, но сила ее воздействия на посетителей возросла благодаря возможности использования мультимедийных презентаций. На крышу арки, с которой открывается великолепная панорама столицы Франции, ведут 46 ступенек.
Реставрационные работы
К сожалению, городская пыль и копоть автомобилей не лучшим образом сказываются на внешнем виде Триумфальной арки. Впервые она подверглась очистке в 1965-1966 годах. Последний раз реставрационные работы на памятнике архитектуры XIX века проводились в 2003 году, на них было затрачено 2 миллиона 235 тысяч евро.
В 1982 году зодчие Северной Кореи, увлеченные прославлением своего вождя Ким Ир Сена, отняли у парижской Триумфальной арки звание самого большого в мире сооружения данного типа. Их триумфальная арка оказалась больше. Но славу самой известной Триумфальной арки в мире у монумента на площади Шарля де Голля уже никто не в силах отнять.
Быкова Татьяна