Утверждение,что миллионы людей во всем мире очарованы величием и роскошью дворца Фонтенбло, не будет преувеличением: многие успели полюбить его благодаря произведениям Александра Дюма и Мориса Дрюона, даже ни разу не побывав в этом великолепном месте в 59 километрах от Парижа. Фотографии дворца с высоты птичьего полета не просто впечатляют, но даже слегка шокируют: трудно представить сооружения, способные конкурировать с Фонтенбло по размаху и величию. Еще более поражает воображение его внутреннее убранство.
Примечательно, что, несмотря на огромное количество научных работ по истории и архитектуре дворца Фонтенбло, большинство из них посвящено не изучению ансамбля Фонтенбло в целом, а отдельным его частям. Особого внимания ученых удостоены галерея Франциска I, Бальный зал, павильон Оружия, галерея Улисса, сад Сосен и даже бани, но, тем не менее, Фонтенбло продолжает оставаться самым загадочным культурным феноменом Франции. Современные историки и архитекторы готовы спорить, являлась ли застройка дворца хаотичной или всё-таки в ней была какая-то логика, можно ли считать его памятником архитектуры французского Ренессанса или следует относить к сооружениям, воплощающим архитектурные тенденции итальянского маньеризма.
Пожалуй, раскрыть все тайны дворца Фонтенбло – непосильная задача даже для тех, кто всю жизнь посвятил его изучению. Эти величественные стены, являющиеся, по мнению Наполеона, пристанищем эпох и настоящим домом королей, хранят память о 34 французских монархах – от Людовика VI (1081-1137) до Наполеона III (1808-1873), и каждый из них стремился, чтобы дворец соответствовал его вкусу и удовлетворял его нуждам.
Фонтенбло в средневековье
В дошедших до нас письменных источниках, датированных 1137 годом, Фонтенбло упоминается как принадлежащее королю Людовику VI землевладение с находящимся а нем охотничьим домиком. Вскоре в этом живописном месте не берегу ручья было решено построить замок. В годы правления Людовика IX, находившего в Фонтенбло покой и уединение, охотничий замок был расширен, на его территории появился новый квадратный донжон, который сегодня является старейшей сохранившейся постройкой дворцового комплекса Фонтенбло. Кроме донжона, память о далекой истории замка хранят лишь старые подземелья в зданиях, окружающих Овальный двор. Форма этого двора в плане напоминает территорию средневекового замка. Возможно, именно здесь когда-то стояли старые стены Фонтенбло.
Строительство дворца в эпоху Ренессанса
После долгого запустения в начале XVI века замок Фонтенбло вновь ожил. Король Франциск I был амбициозным монархом и своих притязаний на европейское господство не скрывал. И одним из воплощений его жизненной позиции должен был стать некий архитектурный образ, который был бы понятен ближайшим соседям Франции. Так на месте старого охотничьего замка за два десятилетия (с 1528 по 1547 год) возник дворцовый ансамбль Фонтенбло – любимая резиденция Франциска I. В эпоху раннего Ренессанса в Италии появилась мода на подражание античным виллам, отразившаяся в архитектуре дворцов Флоренции, Мантуи и Милана. Франциск I пожелал превзойти лучшие образцы архитектуры итальянского Ренессанса. Старые средневековые сооружения Фонтенбло были снесены. Для работы над созданием новой королевской резиденции были приглашены француз Жиль Ле Бретон и итальянские архитекторы Виньола и Серлио. Над украшением дворца работали итальянцы Россо и Приматиччо, создававшие великолепные картины, фрески, лепнину, рельефы, скульптуры, шпалеры и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Главный шедевр работы Россо – это галерея Франциска I, сохранившаяся до наших дней, над украшением которой он трудился 9 лет (1531-1540 годы). Созданная Приматиччо королевская спальня не сохранилась, а от салона герцогини д’Этамп остались лишь фрагменты. В искусствоведении группа итальянских и французских мастеров, трудившаяся над созданием дворцового комплекса во времена Франциска I, получила название первой школы Фонтенбло. В этот период к западу от Овального двора был создан квадратный Двор Белого коня, появилась часовня Святой Троицы и Золотые ворота.
Несмотря на грандиозный размах строительства, после смерти Франциска I многие объекты остались незавершенными, а вскоре работы из-за религиозных войн были прерваны и активно возобновились лишь во времена правления Людовика IV, пригласившего в Фонтенбло французских и фламандских мастеров. Главным архитектором дворца стал француз Филибер Делорм. Во дворце была построена огромная терраса, обустроен сад Королевы с тремя красивейшими павильонами, из которых ныне сохранился лишь один, представляющий из себя двухъярусный корпус, перпендикулярный главному дворцовому строению, прилегающий к королевскому саду. Нижний этаж представлен величественной галерей Оленей, наверху разместилась галерея Дианы. Архитекторы, скульпторы и художники, трудившиеся над созданием дворца при Генрихе IV, считаются создателями второй школы Фонтенбло, просуществовавшей до начала XVII столетия.
Новый этап грандиозных работ во дворце начался при правлении Людовика XV, которому архитектурный комплекс Фонтенбло показался устаревшим. Обновить его было поручено архитектору Анжу Жаку Габриэлю, который подверг переустройству двор Белой лошади, сделав его более торжественным и парадным. К главному корпусу дворца было пристроено новое крыло, удачно вписавшееся в архитектурный ансамбль. На центральном фасаде появился роскошный фронтон с королевским гербом Франции.
Фонтенбло и Наполеон
После грандиозного упадка времен Великой французской революции новую жизнь во дворец Фонтенбло вдохнул Наполеон Бонапарт. Во время его первого визита в королевскую резиденцию в 1804 году она представляла печальное зрелище: дворец подвергся частичному разгрому и разграблению. Но восстановительные работы велись быстро, и вскоре Наполеон занял первый и второй этаж дворца, преобразовав королевскую спальню в тронный зал, где до сих пор хранится его трон.
Преемниками Наполеона дворцовый комплекс продолжал обустраиваться вплоть до падения Второй империи.
Дворец Фонтенбло сегодня
Ныне дворцовый комплекс Фонтенбло с прекрасным парком является одним из самых посещаемых туристических объектов Франции. Во дворце свыше 1500 помещений. В кадастре музея декоративно-прикладного искусства Фонтенбло значатся свыше 16 тысяч предметов мебели, картин, гобеленов и других художественных ценностей.
В 1981 году дворцовый комплекс Фонтенбло стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Последняя реставрация замка началась по решению французских властей в феврале 2009 года. На эти цели из казны было выделено 2,3 миллиона евро, что позволило завершить восстановительные работы во дворе Генриха IV и Овальном дворе, была отреставрирована галерея Франциска I, стены которой оказались повреждены влагой. Однако использование при реставрации исторического дворцового комплекса современных строительных материалов вызвало бурные протесты со стороны общественности. Представители Лиги друзей и защитников Фонтенбло утверждают, что штукатурка, наносимая поверх известняка, из которого в основном построен дворец, не только портит его исторический облик: агрессивные химические компоненты и растворители могут способствовать разрушению старинных стен. Раздражает их и то, что на гобеленах природная песчаная оранжевая краска заменяется при реставрации лишь жалким современным подобием, не имеющим с оригиналом ничего общего. Можно сказать, что вокруг последней реставрации Фонтенбло разгорелись нешуточные страсти. Впрочем, 30 тысяч туристов, бывающих здесь ежегодно, об этом даже не догадываются и продолжают восхищаться божественным великолепием, оставленным человечеству в наследство талантливыми мастерами ушедших эпох.
Быкова Татьяна