Этот дворец, раскинувшийся на площади 135 тысяч квадратных метров и являющийся крупнейшим дворцом в Европе, скрывает не только вечную тайну улыбки Моны Лизы. Его стены - безмолвные свидетели страстей и интриг, радостей и печали, любви и предательства, величия и ничтожества, взлетов и падений - длинной вереницы самых разных событий, которыми была преисполнена жизнь французского королевского двора на протяжении почти семи веков. Этот величественный символ королевской власти избежал печальной участи своего «соседа» - дворца Тюильри, сгоревшего во времена Парижской коммуны, и начал новую жизнь, став хранителем шедевров мирового искусства.
Средневековая крепость
Вряд ли король Филипп-Август помышлял о том, что начатое им на западе Парижа строительство крепости, получившей название Лувр, станет лишь первым этапом грандиозных работ, которые продлятся восемь веков, а возводимое им сооружение еще не раз поменяет свое назначение и внешний облик. Впрочем, собираясь в крестовый поход вместе с английским королем Ричардом Львиное Сердце и императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой, он беспокоился совсем о других проблемах: как в свое отсутствие защитить город от внешних угроз?
В 1190 году на средства города и короны началось возведение крепостной стены толщиной два метра и высотой восемь метров, определившей границы Парижа и сделавшей его самым укрепленным населенным пунктом королевства. Одна из сторожевых башен крепостной стены носила название Луврской. На лугу перед Луврской башней и была возведена одноименная крепость. В 1190-1202 году за крепостными стенами вырос донжон, диаметр которого у основания составлял пятнадцать метров, высота - тридцать один метр, а толщина стен - четыре метра. Донжон окружали четыре двадцатипятиметровых башни. Филипп-Август хранил за крепостными стенами Лувра свои свитки, драгоценные камни и мечи, но жить предпочитал на Иль-де-ла Сите, поэтому символом королевской власти Луврская крепость в те годы еще не была.
Королевская резиденция
В течение почти двухсот лет Париж шагнул далеко за пределы стен, возведенных при Филиппе Августе. Новый земляной вал, сооруженный в 1356-58 году, лишил крепость Лувр оборонительных функций. Зато король Карл V, чуть было не ставший жертвой восставших парижан во дворце Консьержери на острове Сите, решил в 1364 году выбрать Лувр своей резиденцией. Переделать оборонительную крепость в королевский замок было поручено архитектору Раймону дю Тамплю. Результат его работы запечатлен на дошедших до наших дней картинах и миниатюрах. Для обеспечения безопасности королевской четы были достроены зубчатые фланговые башни, появилась винтовая лестница, которая в те времена была редкостью. Окружавшие бывшую крепость хозяйственные и жилые строения превратились в длинные, вымощенные плитками, залы с большими окнами. Помещения замка в те времена соединялись между собой наружными лестницами. Потолки с открытыми расписными балками были украшены фресками, для создания интерьеров использовались скульптуры, гобелены и деревянные панели.
Как замок превратился во дворец
Однако частью придворной жизни и пространством для королевских церемоний Лувр оставался недолго. Со смертью Карла VI он вновь повергся в долгий сон и пробудился к жизни лишь в 1527 году, когда вернувшийся из испанского плена король Франциск I решил переехать в Париж. Новому хозяину Лувра показалось, что в королевских покоях слишком мало воздуха и света, и он приказал снести Большую башню, построенную при Филиппе Августе. Снос Большой башни знаменовал собой начало грандиозной переделки Лувра, которая продолжалась вплоть до царствования Людовика XIV. Так заканчилась история средневекового готического замка Лувр и началась история palais du Louvre - королевского дворца эпохи Возрождения.
Можно лишь восхищаться мастерством архитектора Пьера Леско, взявшегося полностью перестроить то, что осталось от средневекового замка, в соответствии с новыми особенностями художественного вкуса и придворного быта. Вместе со скульптором Жаном Гужоном Леско разработал оригинальный проект, в котором место донжона занимал величественный дворец в форме каре, фасады которого были украшены декоративной скульптурой. Фасад, созданный Леско и Гужоном, - превосходный образец зрелой архитектуры Ренессанса, равного которому нет во всей Франции.
При Генрихе II Пьер Леско продолжал строительство Луврского дворца, на первом этаже которого появился Зал кариатид - ныне самый старый зал в Лувре, стены которого помнят многие события, в том числе свадьбу Марии Стюарт и премьеру одной из первых пьес Мольера. В 1553 году было снесено южное крыло и юго-западная башня крепости, на их месте возвели новое крыло с королевским павильоном на первом этаже.
Большая галерея
Во второй половине XVI века Лувр представлял собой странное сочетание новых построек и старых разрушающихся частей. Екатерина Медичи, вдова Генриха II, возмущенная царящим здесь дискомфортом, потребовала перестроить дворец. И именно поэтому в 1564 году появился план строительства нового дворца Тюильри западнее Лувра, разработанный архитектором Филибером Делормом. Екатерина Медичи собиралась соединить Лувр и Тюильри галереей, подобной галерее Уффици, ведущей ко дворцу Питти во Флоренции. Большая галерея была построена между 1595 и 1610 годом и протянулась вдоль Сены на 442 метра.
Часовая башня
Расширение Лувра шло непрерывно вплоть до правления Людовика XIII, при котором была построена большая часть дворцового ансамбля. Работы по возведению дворца продолжились и в XVII веке. В 1624 году по проекту архитектора Ж. Лемерсье было удлинено западное крыло palais du Louvre, на оси которого выросла Часовая башня (ныне называемая «павильон Сюлли») в стиле барокко, которую венчает купол со срезанной вершиной. В 1661 году архитектором Луи Лево были возведены восточное и южное крылья дворца, замкнувшие гигантский квадратный двор Лувра.
Колоннада Лувра
В 1667-1668 годах в дополнение к основным частям дворца, возведенным Леско и Лемерсье, по проекту Клода Перро (родного брата знаменитого сказочника Шарля Перро), был построен восточный фасад в стиле зрелого французского классицизма с колоннадой коринфского ордера, растянувшийся на 173 метра. Сдвоенная колоннада с учащенным ритмическим расположением колонн высотой в два этажа здания воспринимается как символ незыблемости власти и порядка. С тех пор восточный фасад palais du Louvre служит образцом при создании многих правительственных резиденций и государственных учреждений по всему миру.
Конец дворцовой истории
Строительство Лувра продолжалось до 1672 года, пока не началось возведение Версаля. А в 1682 году Людовик XIV и вовсе покинул Луврский дворец, окончательно перебравшись в новую резиденцию. Огромное здание с недоделанной кровлей осталось открытым всем ветрам почти целое столетие. Его первый этаж был отдан в распоряжение Королевской академии живописи и скульптуры, где она размещалась до 1792 года.
Лувр становится музеем
В 1756 году по приказу Людовика XV в Лувре вновь начались строительные работы. Окончательно была уложена кровля в северной, южной и восточной части здания, начался снос строений у подножия колоннады, чтобы усилить ее монументальность. Король долгие месяцы вынашивал идею превратить Лувр в музей, но воплотили ее французские революционеры. В 1791 году Лувр получил статус художественного музея, и 10 августа 1793 года он распахнул свои двери для первых посетителей.
Преобразования Наполеона
Следующие значительные преобразования дворцового комплекса связаны с именем Наполеона, для которого Лувр, прежде всего, был фантастической пропагандистской машиной: в нем можно было выставлять ослепительные шедевры, собранные в качестве трофеев со всей Европы. Для украшения залов нового музея, завершения отделки фасадов и интерьеров, восстановления галереи между Лувром и двумя сохранившимися залами Тюильри в 1809 году Наполеон пригласил архитекторов, работающих в стиле неоклассицизма - Пьера-Франсуа-Леонара Фонтейна и его помощника Ш. Персье. На осуществление этого грандиозного плана Фонтейну понадобилось 44 года. Только в последние пять лет - с 1852 по 1857 год - на реконструкцию Лувра и Тюильри было истрачено более двух с половиной миллионов франков.
Вечная молодость древних стен
Современные страницы в архитектурную историю Лувра вписал президент Франции Франсуа Миттеран, запустивший проект «Большой Лувр». Генеральный план современных преобразований дворца был представлен архитектором - американцем китайского происхождения - И.М. Пэй. 30 марта 1989 года мир был удивлен неожиданным архитектурным сооружением из стекла и стали, выросшим в центре Двора Наполеона. Пирамида шириной 35.42 метра и высотой 21.64 метра венчает главный вход в музей и подземный комплекс с офисами, магазинами, складскими помещениями, стоянками и кафе, построенный под центральным двором Лувра. Грандиозная переделка ожидала крыло Ришелье, которое в 1989 году покинуло Министерство финансов, занимавшее это дворцовое помещение с 1871 года. В ноябре 1993 года в дни празднования двухсотлетия музея полностью обновленное крыло Ришелье было открыто для посетителей. Общий бюджет работ по плану «Большой Лувр» превысил один миллиард евро.
Стоит признать, что современная страница в архитектурной антологии Лувра - весьма оригинальна и неожиданна. Впрочем, Луврский дворец, немало повидавший за свою почти тысячелетнюю историю, от этого только выиграл: в 2002 году его посещаемость удвоилась. А значит, новые эпохи обязательно привнесут в его архитектуру свой колорит.
Татьяна Быкова