Облик Княжеского дворца хранит память об архитектурных вкусах всех его владельцев - князей династии Гримальди. Дворец разместился на крутом обрыве скалы высотой почти 20 метров - там, где прежде, в 1215 году, генуэзцы обустроили свою крепость. Ее средневековые башни сохранились, органично вписавшись в здание дворца, построенного в XVI-XVII веках наследниками Франсуа Гримальди. Именно он в 1297 году захватил генуэзскую крепость, а в 1331 и 1357 году его потомок - племянник Шарль - значительно расширил сооружение, добавив к нему два больших здания.
Эти дополнения сильно изменили облик крепости, превратив ее в укрепленный замок. Средневековым генуэзским башням и стенам еще долго предстояло сохранять свое прямое функциональное назначение, ведь в течение многих веков княжескую резиденцию пытались атаковать иноземцы. Даже тогда, когда европейские монархи наслаждались роскошью эпохи Ренессанса, Гримальди вынуждены были заботиться о своей безопасности. В XV веке здание расширили, чтобы разместить в нем военный гарнизон из 400 солдат.
И все же замок медленно, но верно начал превращаться в хорошо укрепленный дворец. Сначала Ламберто Гримальди, а затем, в 1458-1494, и его сын Иоанн II возводили новые здания, расширяли восточную часть крепости. В этот период появилось главное здание из трех этажей, надежно защищенное высокими стенами башни Святой Марии, построенной из белого камня Ля-Тюрби.
Величественный вид в XVII веке окончательно придал замку Оноре II. Архитектор Жак Кантоне переделал для него внутренние помещения в версальском духе, используя в отделке шелка и бархат, черное дерево и серебро, и смягчил средневековую строгость замка дворцовыми садами и фонтанами.
Курдонер - парадный двор дворца, окруженный аркадами, на которые нанесены фрески XVI-XVII века, и вымощенный разноцветным галечником, уложенным геометрическими фигурами, способен поразить воображение. Отсюда по двойной наружной лестнице с причудливыми изгибами маршей посетители попадают в Галерею Геракла, созданную архитектором Домиником Галло и расписанную в 1552 году Орацио Феррари фресками с изображением подвигов сына Зевса и Алкмены. В глубине двора разместилась дворцовая капелла Святого Жана-Батиста (1656), фасад которой украшен медальонами со сценами жития Святой Девы и эпизодами истории Монако, выполненными аугсбургскими художниками Фрошлем и Дешлером в 1874 году. В юго-западном флигеле ныне находится княжеский архив и музей Наполеона.
Храмы Монако
В природную красоту и величие скал идеально вписывается Кафедральный собор Монако, являющийся резиденцией местного архиепископа. Ранее на его месте стояла церковь Святого Николая, которая была разобрана в 1874 году. Строительство собора по проекту Шарля Ленормана осуществлялось с 6 января 1875 года до 12 ноября 1903 года, однако впервые храм распахнул свои двери для прихожан в 1911 году. Здание в неороманском стиле возведено из белого камня, добываемого в карьерах Ля-Тюрби.
Трехнефный храм в плане представляет собой латинский крест. Слева от хора разместилась княжеская капелла - место упокоения представителей княжеской династии, и капелла Святого Сердца Иисуса, примечательная своим резным алтарем из дерева, созданным в XVI веке.
Еще одним воплощением архитектурной мысли Шарля Ленормана стал храм Святого Шарля, построенный в стиле французского классицизма. Его строительство велось с 9 ноября 1879 года по 1886 год. Храм, построенный в жилом районе, выглядит очень изящно и элегантно. Его длина - 47 метров, ширина - 15 метров, высота - 13 метров. Колокольня взметнулась ввысь на 30 метров. Храм освещается 19 цветными витражами и потрясающе красивой люстрой. Фасад церкви украшен скульптурами: четыре молящихся ангела в основании купола, выполненные Жак-Анжем Корбелом с 1881 по 1884 год, статуи Святого Шарля и Святого Лаврентия, созданные скульптором из Ниццы Анри Луи Кордье.