Оксана Фандера – одна из самых ярких и востребованных актрис российского кинематографа. Она придирчиво выбирает роли и даже прописала в актерском договоре пункт, что согласна бесплатно сниматься в учебных и дебютных фильмах студентов-вгиковцев. И это не благотворительность, просто она ищет роли, которые не заставляли бы зрителей акцентироваться на ее внешности. Оксана Фандера все время хочет двигаться вперед, развиваться.
Отношение Оксаны к собственной красоте многим покажется странным. Природа и родительский генотип (мама – еврейка, папа – украинский цыган) наградили ее трогательной и романтической внешностью, но не предусмотрели, что в этой оболочке поселится настоящий чертенок. Оксана была в детстве хулиганистым сорванцом, доводившим до исступления маму и бабушку. Еще бы, в вольной Одессе, где жила семья Фандеры, было где развернуться буйному темпераменту девочки.
Когда Оксане исполнилось 14 лет, ее семья переехала в Москву - мама второй раз вышла замуж. Окончив школу, Фандера попробовала поступить в ГИТИС. И шансы были неплохие, если бы она не стала бороться со своей красотой. На экзамен она явилась в безразмерной одежде, исполнила песни из репертуара Вилли Токарева и продемонстрировала знание непечатной лексики. Итог был очевиден.
В 1987 году Оксана шла по Москве и вдруг увидела огромную очередь, в которой стояли исключительно молодые и симпатичные девушки. Она заинтересовалась и узнала, что проходит отбор на первый советский конкурс красоты «Московская красавица». Уступив сиюминутному порыву, она тоже решила поучаствовать. На этот раз одежда была правильного размера, и Оксана приглянулась отборочной комиссии. Победить в финале у нее не получилось, но и призовое место сыграло огромную роль в ее дальнейшей жизни. Она стала узнаваемой.
Сбылось то, к чему она стремилась. Оксану стали приглашать сниматься в кино. В том же 1987 году она сыграла в картине Валерия Федосова «Утреннее шоссе». Потом последовали работы в «Зиме в раю» Александра Бланка и в «Корабле» Александра Иванова-Сухаревского.
Но все эти роли были однотипные. Оксана изображала девочку-подростка, бросающую вызов всем и вся. Ей хотелось другого, но она понимала, что без актерского образования на многое рассчитывать не приходится. И она честно проучилась год на курсе знаменитого режиссера Анатолия Васильева. А потом опять взбрыкнула, ушла.
В 1988 году Оксана познакомилась со своим будущим мужем, Филиппом Янковским. Несмотря на то, что их скорая свадьба была связана с беременностью Фандеры, родители жениха тепло приняли нового члена семьи. Более того, свекор Олег Иванович Янковский – известнейший советский актер, стал ее наставником и учителем.
Оксана Фандера могла бы сыграть гораздо больше ролей, чем есть сейчас в ее фильмографии. Однако, от многих предложений она отказывается по той причине, что не хочет изображать «пустую» красивую картинку, ей неинтересно эксплуатировать внешность. Ей повезло, Филипп Янковский предложил ей роль революционерки Иглы в фильме «Статский советник». Оксана упросила костюмеров, чтобы у ее героини было всего одно платье (серое, невзрачное), и гримеров, чтобы не использовали косметику. В итоге многие критики признали игру Фандеры одной из лучших в том фильме, а ведь в «Статском советнике» снимались многие выдающиеся актеры. Совсем в ином образе предстает Оксана в фильме «В движении», где она играет Веру, спутницу героя Константина Хабенского – красивую, истеричную дамочку, глубоко несчастную оттого, что ее любовь не ценят. Расстояние от бомбистки Иглы до взбалмошной Веры очень велико, что, несомненно, говорит о таланте актрисы.
Нетривиально относится Оксана и к общению с людьми. Пока ей интересно, она будет милым и активным собеседником. Как только поймет, что говорить больше не о чем, что дальше последуют необязательные светские фразы, она развернется и уйдет. Она не дружит просто так, ей надо все время чему-то учиться у собеседника.
У актрисы двое детей – Ваня и Лиза. Оксана старается с ними общаться почти на равных, как с другом и подружкой. Никакого сюсюкания. Но стоит им чуть забыться, как мама может и жестко поговорить, мало не покажется. Характер-то остался одесский, хулиганский.
Алексей Чернов