Филипп Бедросович Киркоров это, конечно же, «наше всё». Не в том смысле, что Киркоров представляет огромную культурную ценность и его отсутствие явилось бы страшным и невосполнимым ударом для отечественной музыкальной культуры. Просто Филипп Бедросович относится к тому редчайшему типу людей, которые становятся составной частью национального фольклора. Вот есть у подобных людей такой дар, и всё тут. И им совсем необязательно быть при этом положительными героями – ведь в фольклоре есть место не только Иванам-царевичам и Василисам Прекрасным, но и Кащеям Бессмертным. Таким вот своеобразным Кащеем отечественного шоу-бизнеса и является Киркоров. А всегда ведь интересно узнать, над каким именно златом чахнет Кащей…
В нашем случае многим любопытно, каковы объёмы того золота, над которым чахнет Кащей – Киркоров, то есть хотя бы приблизительные размеры его доходов. Здесь не всё так просто – подобного рода информацию не всегда удаётся добыть даже всевидящим, всеслышащим и всезнающим российским налоговикам. Очень сложно сейчас установить точные размеры финансового благосостояния артиста, ведь его основы закладывались в бурные 90-е годы, когда с взиманием налогов в нашей стране дела обстояли, мягко говоря, не идеально. Прибавьте к этому ещё и специфику российского шоу-бизнеса в первое десятилетие его существования с «чёрными кассами», не декларируемыми платежами и прочими прелестями «дикого капитализма».
Куда лучше обстоит ситуация с информацией по доходам Киркорова в последние годы. Здесь и налоговые службы стали работать лучше, и пронырливые журналисты с их многочисленными, конфиденциальными и осведомлёнными источниками подчас выкладывают в СМИ информацию поточнее государственных органов, да и в шоу-бизнесе какие-никакие цивилизованные механизмы ведения дел прижились. И благодаря всему этому очень чётко вырисовывается картина, согласно которой главным источником доходов для российских певцов старой закалки по-прежнему остаются гастрольные туры. Не явился исключением и Филипп Киркоров: его затея перенести на российскую почву американскую диковинку под названием «мюзикл» не удалась, а продажа музыкальных альбомов в нашей стране редко является источником стабильного дохода. Так что Филипп Бедросович зарабатывает на жизнь с помощью проверенного средства – концертов по провинциальным городам, где всё ещё многочисленные сентиментальные поклонницы его таланта готовы покупать билеты на эти представления. В 2005 году, например, Филипп Киркоров сумел таким образом заработать 2 миллиона 200 тысяч долларов, что, конечно, не соответствовало присвоенному им самим себе званию «король эстрады», но позволяло жить вполне комфортно.
Рост мировых цен на нефть обусловил то обстоятельство, что заработки персонажей российского шоу-бизнеса выросли за счёт другого важного фактора прибыли – всевозможные корпоративные мероприятия. Получавшие быстрые и лёгкие миллионы и миллиарды долларов российские предприниматели были готовы выложить за возможность видеть на своих днях рождениях, свадьбах, юбилеях фирм и тому подобных действах кругленькие суммы. Это привело к тому, что даже Киркоров, на фоне его падающей популярности у основной массы населения страны, сумел за 2007 год заработать ни много ни мало 5 миллионов долларов. Объяснить это легко: Филиппа Бедросовича приглашали на многие частные мероприятия не потому, что все поголовно были поклонниками его творчества, а по той причине, что Киркоров - это уже бренд, а чем больше брендов было у представителей нашей новой элиты, тем престижнее.
Кстати, Киркоров, то ли понимая, что «нефтяные деньги» не будут литься с неба вечно, то ли интуитивно предчувствуя приближение мирового финансового кризиса, решил обеспечить своё финансовое будущее с помощью инвестиций. В качестве объекта этих самых инвестиций он избрал недвижимость в родной Болгарии, приобретя около дюжины квартир в строящемся тогда на болгарском побережье Чёрного моря элитном жилищном комплексе. В тот момент расчёт казался верным – недвижимость в стране, входящей в ЕС, была обречена на стабильный рост стоимости. Вот только кризис ударил в первую очередь по рынку недвижимости, так что на данный момент Киркоров в материальном плане понёс убытки. Точный размер этих убытков определить, впрочем, сложно.
Раз уж мы уже не раз упоминали налоги, то необходимо заметить, что Филипп Бедросович в этом плане всегда отличался завидной скромностью. Так, ещё долго не сотрётся из народной памяти анекдотическая история, когда в 1996 году Киркоров подал в налоговые службы декларацию, согласно которой за год заработал 2 тысячи долларов. То обстоятельство, что лимузин, который Киркоров в то время подарил тогдашней своей музе и спутнице жизни Алле Борисовне, стоит несколько дороже двух тысяч, певец как-то проигнорировал. Не менее громким получилась гораздо более свежая история, датируемая 2007 годам. Летом того года Филипп Киркоров вместе со своей творческой группой (музыканты, танцоры, технические работники и так далее) дал три концерта в Израиле. В налоговые органы израильского государства была подана версия контракта Киркорова с организаторами концертов, согласно которой артист и его труппа получали на всех по 8 тысяч долларов за концерт. Однако каким-то образом (видимо, спецслужбы там неплохо работают) в руки налоговиков Израиля попала и вторая, настоящая версия контракта и уже в ней стояла несколько иная сумма – по 60 тысяч долларов за выступление. Разница в 52 тысячи, таким образом, передавалась из рук в руки и не подлежала налогообложению. Впрочем, сколько в этих историях правды, а сколько вымысла – неизвестно, ведь ни к административной, ни к уголовной ответственности певца никто пока привлекать не собирается.
Такие вот «королевские доходы и нищенские налоги» у Филиппа Киркорова.
Александр Бабицкий