Рената Литвинова - одна из самых узнаваемых женщин в новейшей российской истории. Актриса, режиссер, сценарист, писательница. Человек, к которому сложно относиться с безразличием. Причем, выбор между обожанием, граничащим с «обожествлением», и резким неприятием, как личности, так и таланта происходит сразу и закрепляется чуть ли не на генетическом уровне.
Рената Литвинова из семьи врачей. Но по стопам родителей не пошла, предпочла сценарный факультет ВГИКа. Богемная тусовка влюбилась в нее с первого взгляда. Ее хотели снимать, ее хотели читать, в ней видели потенциал. Она предпочитала работать со сложившимися мастерами, которые могли помочь ей раскрыться более ярко уже для широкой публики: с Кирой Муратовой, Сергеем Соловьевым, Александром Миттой. Мало кто знает, что нашумевший фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих» был снят по мотивам повести Литвиновой. В 2000 году она удостоилась «Лавровой ветви» как сценарист и режиссер лучшего документального фильма «Нет смерти для меня». Вообще, тема загробного мира, видений, балансирования на грани жизни и нежизни - едва ли не основополагающая в творчестве Ренаты, ее персональная ниша, заглянуть в которую удается лишь избранным.
В 2001 году она становится обладателем молодежного гранта «ТРИУМФ». Фигурирующая там сумма в 2 500 долларов, конечно, смехотворна, но важна оценка Литвиновой не только как актрисы, но и как сценариста. Год спустя Рената получает Государственную премию Российской Федерации за роль в картине «Граница. Таежный роман». В 2003 году получает звание Заслуженной артистки Российской Федерации. Спустя 3 года ей вручают приз за лучшую женскую роль в фильме «Мне не больно». 2 марта 2007 года Литвинова стала лауреатом премии достижений женщин России «Олимпия».
В чем же феномен Ренаты Литвиновой? Что за образ внешне слабой женщины, которую хочется опекать, если она, конечно, это позволит? Откуда взялась эта манера речи, называемая чуть ли не новым каноном?
Почему-то кажется, что на самом деле все до неприличия просто. Есть Рената Литвинова, во всем своем своеобразии и многообразии, как творческая личность. Ей нравится говорить именно так, у нее есть возможность доносить свои, скажем откровенно, небанальные мысли до широкой общественности. К ней прислушиваются, потому что она давно уже знаковая величина. Сочетание ее знаменитых интонаций и содержания речи, которое варьируется от наивности до философских рассуждений на тему жизни и смерти, порождает эффект притяжения. Ее хочется выслушать, даже, если потом придется плеваться. Другое дело, что Рената Литвинова оказалась востребована, скорее даже, как человек, не как творец в богемной среде в то время, когда был велик спрос на оригиналов, на людей с незашоренным, свободным от стереотипов мышлением. А дальше пошло по накатанной.
Привлекательность Литвиновой для девочек-тинейджеров заключается в том, что она показывает альтернативный путь к популярности. Она не проповедует «рублевские» ценности и не пишет пособия, как выйти замуж за миллионера. Она вообще достаточно закрыта для посторонних и мечтает принадлежать лишь сама себе. Она много работает, но не выпячивает свою деятельность напоказ, Рената предпочитает, чтобы оценивали не процесс, а результат. Она близка и понятна тем, что не играет роль «железной леди». Она порой болезненно реагирует на критику, но способна не впадать в отчаяние, а двигаться дальше. Пережила же она отнюдь не дружелюбное восприятие своего первого режиссерского опыта в формате художественного кино. После «Богини» пришлось ей несладко. Секрет успеха Ренаты Литвиновой - талант, помноженный на трудолюбие.
Последний проект Литвиновой называется «Зеленый театр в Земфире». Это достаточно своеобразный фильм-концерт, посвященный одноименной певице. Основным материалом стало живое выступление Рамазановой, которое состоялось в июне 2007 года в Зеленом театре парка Горького, снятое с десяти камер. Преобладают крупные планы Земфиры. Песни перемежаются небольшими интервью. Голос за кадром принадлежит Литвиновой, которая задает вопросы, зачастую такие, которые всегда раздражали певицу, известную своей нелюбовью к журналистам. Но главная героиня отвечает, впрочем, иначе и быть не может. Проект получился достаточно спорным, во многом шаблонным. Тем не менее, был номинирован на звание «Лучшее концертное шоу» в рамках VI Премии в области популярной музыки «Муз-ТВ 2008».
Алексей Чернов