Актёры должны быть разными, таков один из секретов успеха мирового кинематографа. Здесь найдётся место и для элитарных актёров, которые воплощают самые драматичные и сложные с психологической точки зрения образы – достаточно назвать имена Джека Николсона или Дастина Хоффмана. Здесь имеются и актёры, способные сыграть и в блокбастерах, и в «серьёзном» кино – вспомним о Брэде Питте или Николасе Кейдже. И совершенно необходимы типичные харизматичные «герои боевиков», воплощающие собой принцип «добро должно быть с кулаками и рельефной мускулатурой». Англичанин Джейсон Стэтхэм является, пожалуй, наиболее ярким из подобных «героев» по состоянию на сегодняшний день.
Спортсмен из артистической среды
Джейсон Майкл Стэтхэм родился 12 сентября 1972 года в лондонском районе Сиденгем. Он был выходцем из семьи людей по-настоящему артистических. Достаточно сказать, что его был певцом, а мать, первоначально трудившаяся портнихой, позднее всё-таки сдалась повелению души и переквалифицировалась в танцовщицы. Но сам Джейсон в юные годы не спешил идти по стопам родителей, его гораздо больше занимала спортивная карьера, благо что и к спорту в семье было отношение особое. Отец в своё время практически на профессиональном уровне занимался боксом и спортивной гимнастикой, а старший брат серьёзно тренировался на ниве боевых искусств. К тому же уличная жизнь Лондона с её околокриминальным привкусом также не способствовала серьёзному увлечению театральным искусством.
Так что в юные годы Джейсон активно занимался в основном спортом, точнее прыжками в воду. И, кстати говоря, преуспел в этом, выйдя на серьёзный уровень. Достаточно сказать, что Стэтхэм в течение 10 лет, с середины 1980-х по середину 1990-х, входил в национальную сборную Англии по прыжкам в воду, в 1988 году вошёл в состав олимпийской сборной на Играх в Сеуле, а в 1992 году занял 12 место на чемпионате мира. Однако спортсменом топ-уровня Джейсон не стал и вскоре прекратил выступления. К счастью, к тому времени у него уже были предложения в модельном бизнесе, где он занял свою нишу, рекламируя мужскую одежду
Стэтхэм и Гай Ричи: когда одна встреча меняет судьбу
Красивая и наверняка созданная не без участия Джейсона легенда гласит, что к 1997 году, когда Стэтхэм повстречался с молодым британским режиссёром Гаем Ричи, собиравшимся снимать свой дебютный полнометражный фильм, бывший прыгун в воду был вынужден подрабатывать не совсем легальным сбытом на улицах Лондона краденных вещей. И, мол, именно благодаря этому реализму так естественно вписался в концепцию гангстерской комедии «Карты, деньги, два ствола», ставшей культовым для британского кино и сделавшей Гая Ричи и Джейсона Стэтхэм известными. На самом деле всё обстояло менее романтично: к моменту встречи с Ричи Джейсон уже несколько лет работал в бизнесе, нарабатывал связи на тусовках шоу-бизнеса и рассылал своё резюме множеству агентов по актёрам. Именно один из таких агентов посоветовал Ричи обратить внимание на Джейсона. Ну, а уж на пробах Стэтхэм и в самом деле проявил себя выше всяких похвал и на просьбу режиссёра убедить его в том, что Джейсон подходит на предлагаемую роль мелкого преступника уболтал Ричи купить у него несколько поддельных золотых часов, а потом ещё и не вернул деньги.
«А наутро он проснулся знаменитым» - это как раз про Стэтхэм после выхода ленты «Карты, деньги, два ствола» в мировой прокат в августе 1998 года. Фильм быстро стал знаменитым, за Гаем Ричи закрепилась репутация «английского Тарантино», а Джейсон попал в разряд многообещающих новичков. Следующий фильм Ричи, «Большой куш» (2000), тоже про криминал и тоже со Стэтхэмом в главной роли, продемонстрировал, что Джейсон действительно является прирождённым актёром – вот наконец-то и гены сработали. После этого началась эпопея по завоеванию Стетхэмом сегмента «классические боевики», благодаря одному из которых, «Перевозчик» (2002), он и стал настоящей звездой. Такие фильмы, как «Перевозчик 2», «Револьвер», «Адреналин», «Смертельная гонка» и другие, окончательно закрепили за ним этот образ.
Конечно, звёзды Голливуда второго эшелона (именно к ним относится Стэтхэм как специалист «узкого профиля») зарабатывают меньше суперзвёзд. Однако Джейсону вполне хватает на жизнь. После «Перевозчика», где его зарплата составила 750 тысяч долларов, Стэтхэм зарабатывает за фильмы, где исполняет главную роль, от 2 до 3 миллионов долларов, когда же снимается во второстепенных ролях, получает примерно 500 тысяч долларов. И это актёра вполне устраивает – в противном случае он вряд ли бы приобрёл за 10 миллионов долларов дом в Малибу, Калифорния: около 300 метров квадратных площади, отдельный дом для гостей и гараж на два авто (один из которых Porsche 911 GT2 стоимостью в 250 тысяч долларов) да ещё и вид на океан. Значит, может себе позволить…
Александр Бабицкий