Один из самых модных писателей современности Пауло Коэльо ежегодно зарабатывает миллионные гонорары на издании своих книг, которые переводятся с португальского едва ли не на все языки мира. Самым известным и самым эзотерическим из его романов остается «Алхимик», где повествуется о странствиях и духовных поисках пастуха Сантьяго. Высшая школа бизнеса Чикагского университета даже рекомендует это произведение для обязательного прочтения. Кроме того, оно попало в Книгу рекордов Гиннеса 2008 года как самое переводимое.
Многие критики объясняют бешеный успех книг Пауло Коэльо ярко выраженным эротическим подтекстом. Блуд и всевозможные плотские грехи его героев выглядят необыкновенно притягательными: собственно, это и есть товар, который на протяжении многих лет Коэльо с легкостью продает многомиллионному потребителю. А репутация создателя и распространителя концепции новой человеческой духовности закрепилась за Коэльо благодаря его широким благотворительным жестам. Так, он ежегодно жертвует четыреста тысяч долларов в фонд своего имени, которым заведует его супруга Кристина, и это позволяет ему пользоваться покровительством известного бразильского богослова и общественного деятеля Леонардо Боффа. Фонд оказывает материальную поддержку беспризорным детям - обитателям жалких бразильских трущоб, а также беспомощным и одиноким старикам. Сам Пауло иногда любит пошутить насчет того, что его доходов вполне хватит на три инкарнации.
Вне поля зрения Forbes
Зарабатывать большие деньги сочинительством Пауло Коэльо начал задолго до того, как выпустил свой первый бестселлер. В течение долгого времени он сотрудничал с популярным бразильским певцом Сейшасом, для которого сочинил тексты шестидесяти пяти песен. Рассказывают, что на гонорары, полученные от Сейшаса, Коэльо смог купить сразу пять неплохих квартир. В конце девяностых писатель обзавелся и просторным домом в Рио-де-Жанейро с ошеломительным видом на пляжи Копакабаны.
Логично было бы сделать вывод о том, что Пауло Коэльо с его гедонистическими наклонностями не отказывает себе ни в каких человеческих радостях и старается окружить себя максимальным комфортом и роскошью. Но эту часть своей жизни писатель старательно охраняет от посторонних глаз: у светских сплетников нет повода посудачить ни о его личных авто или самолетах, ни о недвижимости, ни об инвестициях, которые он наверняка делает, благо уровень его состоятельности вполне к этому располагает.
В 2010 году журнал Forbes опубликовал топ-10 самых успешных беллетристов мира. К удивлению многих, Пауло Коэльо там не оказалось вовсе. Первую строчку рейтинга занял Джеймс Паттерсон, заработавший за предшествовавшие двенадцать месяцев семьдесят миллионов долларов. За ним поочередно были упомянуты Стефани Майер, Стивен Кинг, Даниэла Стил, Кен Фоллетт, Дин Кунц, Джанет Иванович, Джон Гришем, Николас Спаркс и Джоан Роулинг. С трудом верится, что Коэльо нельзя поставить в один ряд с сочинительницей «сумеречных саг» Майер или специализирующейся на незатейливых женских романах Даниэлой Стил. Скорее всего, предусмотрительный бразилец не счел нужным предоставлять журналистам данные о своих доходах.
Роскошь как причина катастрофы
Предположения о стиле жизни писателя, наверное, можно сделать по поведению некоторых его героев - ведь он сам неоднократно заявлял, что срисовывал их с себя. Так, небезызвестный пастух Сантьяго из «Алхимика» продает всю свою отару ради того, чтобы на вырученные деньги съездить в Египет. Коэльо тоже не чужда жажда дальних странствий: он побывал в самых разных уголках мира, в том числе и в России, где в 2006 году с большим интересом исследовал Сибирь.
О гламуре и роскоши рассказывает двенадцатый роман писателя «Победитель остается один». Смысл его заключается в том, что чрезмерные излишества приводят к катастрофическим последствиям. И, возможно, неслучайно, героем произведения стал русский бизнесмен - красивый и богатый Игорь Малеев, которого неожиданно бросила жена и ушла к успешному модельеру. Обретение возлюбленной связано для Игоря с неуемным желанием уничтожать целые миры, и потому он начинает остервенело убивать ни в чем не повинных людей.
А в романе «Заир», сначала запрещенном в ряде мусульманских стран, но впоследствии все же реабилитированном, беллетрист упоминает о людях, которые оказались даже не столько рабами роскоши, сколько рабами видимости роскоши. Коэльо, судя по всему, себя к таковым не относит. Вероятно, потому никогда уровня своего благосостояния и не демонстрирует.
Светлана Усанкова