Во время официальных мероприятий британская королева обычно добирается до места назначения на одной из представительских машин. Представительские автомобили используются для публичных мероприятий и торжественных церемоний. К ним предъявляются особые требования: пассажиры должны находиться в полной безопасности, машина должна выглядеть стильно и торжественно, а её окна – обеспечивать хороший обзор салона, чтобы королеву (или других членов королевской семьи) могли увидеть как можно больше людей. Поэтому такие автомобили представляют огромный интерес как с точки зрения истории, так и своими техническими характеристиками.
Королевский автопарк, где помимо представительских машин помещаются и личные автомобили членов королевской семьи, расположен в Королевских конюшнях Букингемского дворца.
Королевский автопарк
Для официальных мероприятий к услугам королевы и гостей высшего ранга – восемь представительских лимузинов: два Bentley , 3 Rolls-Royce и 3 Daimler. Кроме того, в королевском гараже есть несколько автомобилей марки Volkswagen, предназначенных для универсального использования.
Представительские машины окрашены в королевский бордовый цвет. Лимузины Bentley и Rolls-Royce не имеют номерных знаков, поскольку они предназначены для церемоний.
В последнее время на публичных мероприятиях королева чаще всего пользуется двумя Bentley, первый из которых был подарен ей в 2002 году в честь золотого юбилея пребывания на престоле. Эксклюзивный дизайн этого лимузина был разработан возглавляемым Bentley Motors Консорциумом британских автопроизводителей при участии самой Елизаветы II, её супруга Филиппа и главного шофёра Её Величества.
Техническая сторона
Прежде чем марка Bentley была продана концерну Volkswagen, с конвейера завода её предыдущих владельцев, комании Vickers, успел сойти Bentley Arnage. Следующий Bentley, Continental GT, появился лишь спустя пять лет. Но прежде чем сосредоточить все силы на запуске нового поколения Bentley Continental, компания разработала совершенно особый автомобиль – Bentley State Limousine. Однако ни в одном дилерском центре этой модели не найти, всё дело в том, что она была выпущена всего в двух экземплярах, один из которых был сделан специально для празднования золотого юбилея пребывания на престоле британской королевы Елизаветы II в 2002 году.
Как ни странно, это первый раз за всю почти девяностолетнюю историю одного из ведущих автомобилестроительных компаний Британии, когда Bentley Motors получила заказ на изготовление лимузина для королевской особы – предыдущие лимузины были произведены на заводах Daimler и Rolls-Royce. В знак того, что Bentley отныне имеет особый статус, компания была удостоена чести использовать королевский герб и надпись «By appointment to Her Majesty Queen Elizabeth II».
На разработку State Limousine ушло два года. Лимузин был создан на базе Arnage, корпус уникален, спроектирован и собран в особом подразделении компании – в кузовостроительном ателье Bentley Mulliner. Внешне State Limousine более вычурен и консервативен, чем Arnage. Увеличена площадь остекления, специальные панели на заднее стекло для большей приватности можно снять и убрать в багажник на время парада. Кроме того, у лимузина задние заднепетельные двери, он на 0,9 м длиннее, 25 см выше и 15 см шире, чем Arnage, имеет полностью бронированный кузов, пуленепробиваемые стёкла, взрывобезопасный пол и герметичный салон. Автомобиль, полная масса которого составляет 4 тонны, унаследовал от «длинной» версии Arnage RL V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 4000 л.с. и объёмом 6,75 л. В целом, лимузин производит впечатление гибрида Hongqi HQE и лондонского такси.
Что касается технической стороны, «королевские» лимузины Bentley имеют несущий кузов: такая конструкция позволяет увеличить объём салона за счёт размещения туннеля трансмиссии под полом. Отличия в основных характеристиках наглядно демонстрируют насколько представительские лимузины Bentley отличаются от стандартных автомобилей этой марки. При длине 6,22 м «королевские» Bentley почти на метр больше стандартного Bentley Arnage. В свою очередь колёсная база лимузинов длиннее салона среднего семейного авто на 1,3 м. При этом автомобили имеют стандартную четырёхскоростную коробку передач GM 4L80-E, которая через модернизированный карданный вал передаёт крутящий момент к задним колёсам. Однако мощным моторам лимузинов Bentley не часто удаётся поработать в полную силу: на представительские автомобили тоже действуют скоростные ограничения. В торжественной процессии нельзя двигаться быстрее 15 км/ч, а подчас скорость королевского лимузина может опускаться даже до 5 км/ч.
Двери салона заднепетельные, чтобы королева перед выходом из лимузина могла встать в полный рост. Задние сидения обиты высококачественным сатином производства британской фирмы Hield, остальной салон – кожей компании Connolly Leather. В задней части салона лежат светло-голубые коврики, спереди – тёмно-голубые.
Для представительского автомобиля важно, чтобы пассажир был хорошо виден снаружи, ведь для многих торжественные парады, когда королевская машина медленно проезжает мимо толпы, – единственная возможность в живую увидеть королеву или членов королевской семьи. У Bentley cъёмная крыша, когда она сложена, пассажиров лимузина можно видеть со всех сторон.
И не только Bentley
Кроме Bentley в королевском гараже есть и другие машины. Rolls-Royce Phantom VI был подарен Елизавете II Обществом производителей и продавцов автомобилей в 1978 году по случаю двадцатипятилетнего юбилея её восхождения на трон.
Самая старая машина королевской семьи – Phantom IV 1950 года выпуска. Автомобиль имеет 5,76-литровый восьмицилиндровый рядный двигатель, кузов был сделан британской компанией Mulliners. Этой машиной пользовались принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский. Несмотря на свой почтенный возраст, лимузин в хорошем состоянии и до сих пор иногда используется – например, для посещения традиционных скачек в Эскоте.
Ещё один королевский автомобиль – Phantom VI, выпущенный в 1987 году.
Неизвестно, умели ли водить машину короли Эдуард VII и Георг V, однако доподлинно известно, что Эдуард VIII и Георг VI умели.
Автомобили, побывавшие на службе у британских монархов, выставлены в музее города Сандрингема. Среди экспонатов Daimler 1900 года выпуска, купленный Эдуардом VII и копия в масштабе 1:2 подаренного принцам Уильяму и Гарри в 1988 году Aston Martin.