Ещё со времён СССР у многих автолюбителей сложился стереотип: «соляркой» заправляются только «тяжёлые» транспортные средства. В сознании многих людей дизель до сих пор – это трактор, который и в зиму тяжело завести, и дымит как паровоз, и пахнет ужасно. Насколько коснулась «дизелизация» России и действительно ли дизель способен стать универсальным топливом для всех видов транспорта?
Статистика
Согласно официальным данным, на сегодняшний день на дизельные автомобили в России припадает шесть процентов авто продукции со всего рынка. Конечно, по сравнению с такими странами, как Франция (семьдесят процентов автомобилей на дизельном топливе), Германия (шестьдесят процентов), Финляндия (сорок шесть процентов), цифра ничтожна мала. Но в две тысячи седьмом году эти автомобили составляли всего два целых и шесть десятых процента от общего количества автомашин.
Почему дизельный транспорт набирает обороты постепенно
Основными причинами роста популярности автомашин на дизельном топливе в России являются:
- Широкий ассортимент производимых автомобилей на дизельном топливе.
- Для автолюбителей дешевле обходиться эксплуатация дизельных автомобилей по сравнению с бензиновыми.
- Востребованность транспортных средств с повышенной проходимостью – внедорожников, для которых дизельное топливо является наиболее подходящим.
- Постепенный переход на дизель хорошего качества (правда, не по всей территории России, а только в крупных городах).
Некоторые обстоятельства тормозят появление дизельного транспорта в России.
- Высокая цена на дизельные автомобили, причём настолько, что весь «выигрыш» от умеренного расхода топлива частично способен компенсировать разницу в ценах при покупке.
- Отсутствие больших пробегов. Люди с Европы много путешествуют, иногда годовой пробег достигает шестидесяти тысяч километров, по этой причине экономия на топливе становится значительной, чего нельзя сказать о россиянах.
- Стоимость дизеля. В последнее время цена на «солярку» практически сравнялась со стоимостью девяносто пятого бензина, поэтому стереотип об экономичности дизельного двигателя всё больше вызывает вопрос.
Какие марки дизельных автомобилей преобладают на автодорогах
Факт остаётся фактом: дизельные автомобили постепенно «населяют» российские дороги. В последнее время иностранные авто компании понемногу начали поставлять дизели на территорию России. Российские дилеры BMW получили первые дизельные модели X3 и X5. Что самое приятное - компания изучила качество дизельного топлива по всей стране и нашла его приемлемым. Opel Vectra, работающий на дизеле, уже прошёл проверку и активно используется отечественными автолюбителями.
В России появилось сразу три дизельных Шкоды – седано-хэтчбек Superb, универсал Octavia Combi и кроссовер Yeti. Все чешские модели получили 1140-сильный турбомотор объёмом два литра. Автомашины успешно зарекомендовали себя и показали хорошие результаты на зимних заснеженных дорогах при тестировании.
Корпорация Volkswagen поставляет в Россию дизельные малолитражные автомобили Golf, Jetta, Passat. Представители корпорации утверждают, что такие авто приспособлены для низкого качества российского дизельного топлива и дают гарантию на них до двух лет.
Автоконцерн Renault для представления дизельного двигателя в России в числе первых моделей выбрал новую модель Renault Laguna. Улучшение качества дизельного топлива, даёт право компании пустить на российские автодороги новый внедорожник Koleos и универсальный «бус» Renault Master.
Для продажи на территории России представлен широкий ассортимент и дизельных моделей Peugeot: Пежо триста восемь, Пежо четыреста семь, Пежо четыре тысячи семь и Пежо Partner Tepee.
Представители зарубежных автокомпаний охотно сотрудничают с автозаводами Российской Федерации. Так, завод Ford во Всеволожске стал одним из первых производителей российских иномарок, поставив на конвейер выпуск дизельных автомобилей Ford Focus.
ОАО «Северсталь-авто» и Fiat Powertrain Technologies подписали соглашение о создании совместного российско-итальянского предприятия по производству дизельных двигателей марки F1A. Преимущественное большинство выпускаемых двигателей F1A предназначено для автомобилей фургонного типа Fiat Ducato.
Это интересно
Первым собственным дизельным автомобилем в России был ВАЗ-2145. Он появился на свет двадцать восьмого апреля девяноста восьмого года. В начале дизельные «ласточки» выпускались в единичном варианте, затем началось их поставили на поток (в двухтысячном году – шестьсот восемьдесят три авто, в две тысячи первом году – свыше двух тысяч машин). Автомобилю ВАЗ-2145 сулили великое будущее, однако этому не суждено было быть. Но не сам двигатель был тому виной - параллельные факторы сыграли свою решающую роль. В те времена дизельные автомобили стоили не дёшево, по причине малых объёмов производства. В связи с этим и перестали выпускать ВАЗ-2145.
Рост популярности дизельных автомобилей в России очевиден, хотя и медлителен. Ряд сопутствующих проблем пока ещё не дают возможность «запустить» высокое потребление автомобилей на дизельном топливе. И от того, насколько оперативно найдётся выход из сложившейся ситуации, и будет зависеть заинтересованность российских автолюбителей в дизельном транспорте.
Анатолий Пролетарский