Через установление разнообразных налоговых ставок правительство имеет возможность оказывать материальную поддержку тем или иным категориям населения. Поэтому такое понятие, как налог на автомобиль для пенсионеров, в России возник отнюдь не случайно. Впрочем, дело с этим налогом, как это зачастую оказывается со льготами, обстоит не столь однозначно…
Льготы по транспортному налогу для пенсионеров могут быть…
Когда о пенсионерах в России говорят как о категории населения со льготными критериями транспортного налога, имеет место заблуждение. На самом деле пенсионеры не входят в число граждан, которые по Налоговому кодексу РФ имеют право на снижение налога на автомобиль. В Налоговом кодексе чётко указаны такие льготные категории:
- Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои социалистического труда, кавалеры Ордена Славы первых трёх степеней;
- граждане России, подвергшиеся радиационному воздействию (в основном это так называемые ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, а также лица, урон здоровью которых от радиационного воздействия официально признан);
- инвалиды (при условии, что они являются собственниками автомобилей, мощность двигателей которых менее 100 лошадиных сил);
- супруги военных и сотрудников МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
И только в том случае, если человек пенсионного возраста попадает в какую-либо из этих категорий граждан, он получает право на льготы в отношении транспортного налога. Нужно помнить, что даже льготники, имею право на снижение транспортного налога только для одного автомобиля. Если они владеют несколькими автомобилями, остальные облагаются налогом «по полной программе».
Не для всех и не везде
Всё вышеизложенное касается положений общегосударственного Налогового кодекса РФ. Но в том же Кодексе указывается, что транспортный налог относится к числу региональных. Это значит, что порядок взимания, величину налога и помимо всего прочего, льготные категории налогоплательщиков по транспортному налогу каждый регион определяет самостоятельно. Главное и по сути единственное требование к региональным законотворцам - чтобы положения налоговых правил субъектов федерации не противоречили напрямую федеральному законодательству.
На практике это приводит к тому, что в некоторых российских регионах пенсионеры не имеют льгот по транспортному налогу и платят его на общих основаниях. В других же субъектах федерации пенсионеры благодаря региональным законодательным актам имеют льготы по налогу на автомобиль или вовсе освобождены от него. Примеры нескольких российских регионов:
- в Красноярском крае принят местный закон, который полностью освобождает от уплаты транспортного налога пенсионеров. Однако это справедливо только для одного автомобиля. При наличии в собственности нескольких автомобилей с остальных налог уплачивается по стандартной ставке;
- в Липецкой области при исчислении транспортного налога пенсионерам действуют льготные ставки. Для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. применяется ставка 2,5 рубля с лошадиной силы, а для автомобилей от 100 до 150 л.с. - 7 рублей. Аналогичные тарифы для остальных категорий населения в этом регионе в несколько раз выше;
- в Санкт-Петербурге, который является самостоятельным субъектом федерации, местные пенсионеры платят транспортный налог в размере 70% от обычной установленной ставки. Но эта льгота вступает в силу лишь при условии, что транспортное средство является легковым автомобилем отечественного производства с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно. Данная льгота применима к одному транспортному средству;
- в Ярославской области неработающие пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога за легковой автомобиль с двигателем мощностью до 100 л.с. За машину с двигателем свыше 100 л.с. они освобождаются от уплаты транспортного налога на сумму налога, равную налогу с автомобиля с двигателем мощностью 100 л.с.
Александр Бабицкий