Общеизвестно, что российские автомобили пока значительно уступают по качеству автомобилям ведущих стран мира. Так как не случайно отечественные автолюбители именуют продукцию собственной автомобильной промышленности «автохламом». Так что для россиян особенно актуальной становится проблема, как растаможить автомобиль. Иностранные автомобили неизбежно должны ввозиться из-за рубежа и нуждаются в соответствующем таможенном оформлении.
Автомобили для личного и не личного пользования
Главным вопросом, с которым нужно определиться при ввозе автомобиля в Россию, это непосредственный статус автомобиля, то есть предназначен ли он для личного пользования или нет. Обычно это совпадает с налоговыми ставками и процедурой прохождения таможни, соответственно, в отношении физических и юридических лиц.
Если таможню проходит автомобиль, приобретённый физическим лицом для личного пользования, к нему применяется упрощенная процедура таможенного оформления. Это означает применение единой ставки таможенных пошлин или оплату совокупного таможенного платежа. Экологические требования к автомобилю должны отвечать стандарту «Евро-2».
Если же речь идёт об автомобиле, приобретённом юридическим лицом не для личного пользования, то прохождение таможенного контроля и уплата пошлин производится в общем порядке. В этом случае придётся заплатить также соответствующий акцизный сбор и налог на добавленную стоимость. К тому же всё это относится к растаможке нового автомобиля.
Растаможка подержанных иномарок - простор для творчества
При покупке подержанного автомобиля нужно ещё до выезда за границу внести соответствующий депозит на счёт налоговых органов. Непосредственно при въезде в страну предоставляются данные о внесённом депозите и другие необходимые документы в таможенный орган, а также заполняется таможенная декларация. Впрочем, при желании, как показывает практика, можно найти способ сократить расходы на растаможку подержанного автомобиля. Например, есть вариант предварительно частично разобрать салон, снять с автомобиля двигатель и часть устройства. После этого можно провозить автомобиль через таможню как металлолом, так как в этом случае таможенные пошлины и сборы существенно сокращаются.
Любопытно, что, согласно специальному решению Конституционного Суда, покупатель такого автомобиля внутри страны не несёт ответственности за возможные нарушения, с которыми он был ввезён из-за рубежа. Таможенным службам необходимо доказать, что покупатель был заранее осведомлён о нарушениях при растаможке. В условиях такой презумпции невиновности доказать подобное почти невозможно.
Помимо этого существует специальная категория иномарок, ещё до 1 января 2010 года ввезённых в Белоруссию и Казахстан. Так как эти страны входят вместе с Россией в Таможенный союз, то считается, что они одновременно прошли и через российскую таможню и повторная растаможка не нужна.
Золотая середина
С таможенными платежами за ввозимые в Россию автомобили сложилась интересная ситуация. Легче всего рассчитать конечную сумму этих платежей для подержанных автомобилей. И в этом плане выгоднее всего приобретать автомобиль, с момента выпуска которого прошло более трёх, но менее пяти лет. Здесь основным показателем является объём двигателя. Существует шесть категорий двигателей, первая из них включает двигатели с объёмом до 1000 сантиметров кубических (1,5 евро за кубический сантиметр). Последняя категория - двигатели объёмом свыше 3000 сантиметров кубических (3,6 евро за кубический сантиметр). Так же легко рассчитывается и величина таможенных пошлин для автомобилей, выпущенных более 5 лет назад. Однако в этом случае придётся платить больше: самая низшая категория, до 1000 сантиметров кубических, обойдётся в 3 евро за каждый кубический сантиметр. Автомобили с самыми большими двигателями, свыше 3000 сантиметров кубических, обойдутся в 5,7 евро с кубического сантиметра.
Вычисление пошлин на легковые автомобили «возрастом» менее трёх лет сложнее, так как платежи зависят от таможенной стоимости автомобиля. Таможенная стоимость - это средняя рыночная цена на аналогичные автомобили, определяемая таможенными службами по специальным каталогам. Эти автомобили делятся тоже на шесть ценовых категорий. Цена самых дешёвых не превышает 325 тысяч рублей (примерно 8 тысяч евро). За них придётся отдать 54% таможенной стоимости, но при этом заплатить как минимум 2,5 евро за каждый кубический сантиметр. Остальные пять ценовых категорий облагаются пошлинами в размере 48% таможенной стоимости, но в каждой из них всё выше минимальная цена одного кубического сантиметра. В высшей ценовой группе, куда входят автомобили дороже 6,5 миллионов рублей (примерно от 160 тысяч евро), единица объёма двигателя обойдётся как минимум в 20 евро.
Александр Бабицкий