Огромная территория Казахстана обусловливает широкое использование автомобильного транспорта. Поэтому налоги на автомобили в Казахстане является одной из неотъемлемых составляющих налоговой политики молодого государства. При этом нужно помнить, что налоги исчисляются в тенге, местной национальной валюте: 1 доллар США равен приблизительно 150 казахстанским тенге.
Все должны платить налог
Согласно налоговому законодательству Республики Казахстан, налогообложению за право владения и использования автомобилей подлежат три категории налогоплательщиков.
- Во-первых, это физические лица, владеющие автомобилями на основании права собственности.
- Во-вторых, это юридические лица, имеющие автомобили на праве собственности.
- В-третьих, это лизингополучатели, которые получили автомобили в качестве объектов налогообложения по договору финансового лизинга.
Существует также несколько категорий транспортных средств, освобождённых от налогообложения. К ним относятся автоприцепы, автосамосвалы грузоподъёмностью в 40 тонн и выше, а также специализированные медицинские автомобили. При этом физические лица должны уплатить годовой налог на автомобиль не позднее 31 декабря текущего года, а юридические лица - не позднее 5 июля.
Нехитрые, но важные подсчёты
Действующие нормы казахстанского законодательства относительно налогообложения транспортных средств были внесены в национальный Налоговый кодекс в 2011 году. С этого момента к легковым автомобилям на территории страны относятся и приравнены автомобили-пикапы. Также в «легковушки» записаны автомобили увеличенной вместимости и повышенной проходимости - так называемые внедорожники, а также лимузины.
Что касается непосредственной «тарифной сетки» начисления налога на автомобили в Казахстане, то расчёт налога осуществляется следующим образом. За основу берётся величина так называемого месячного расчётного показателя (МРП) - коэффициент для исчисления пособий налогов и иных социальных выплат и платежей, устанавливаемый ежегодно в государственном бюджете. Например, в 2012 году МРП был равен 1618 тенге, в 2013 он законодательно установлен в размере 1731 тенге. Легковые типы автомобилей разделены в соответствии с объёмом двигателя:
- объём до 1100 см. куб. - 1 МРП;
- свыше 1100 и до 1500 см. куб. включительно - 2 МРП;
- объём свыше 1500 до 2000 см. куб. включительно - 3 МРП;
- объём свыше 2000 и до 2500 см. куб. - 6 МРП;
- объём свыше 2500 и до 3000 см. куб. включительно - 9 МРП;
- объём свыше 3000 и до 4000 см. куб. включительно - 15 МРП;
- объём свыше 4000 см. куб. - 117 МРП.
Перебрал с объёмом - плати
В транспортном налоге Казахстана существует система «штрафов» за превышение каждой контрольной отметки в объёме двигателя легкового автомобиля. За каждый сантиметр кубический сверх лимита владелец должен заплатить 7 тенге. В итоге, если представлять себе гипотетический расчёт налога на автомобиль в Казахстане в 2013 году, для легкового автомобиля он будет выглядеть следующим образом. Например, объём двигателя составляет 2200 см. куб., следовательно, он попадает в категорию от 2000 до 2500 «кубиков». Далее величина МРП 2013 года - 1731 тенге - умножается на 6, получается 10386 тенге. Однако объём двигателя на 200 единиц превышает контрольный лимит в 2000 кубических сантиметров: 200 умножается на 7, получается 1400. В итоге эти два показателя складываются и владелец данного легкового автомобиля в Казахстане должен заплатить до 31 декабря 2013 года 11786 тенге налога.
Для грузовых автомобилей расчёт налога проще. Грузовые автомобили облагаются налогом в зависимости от грузоподъёмности: до 1 тонны - 3 МРП, свыше 1 и до 1,5 тонн включительно - 5 МРП, свыше 1,5 и до 5 тонн включительно - 7 МРП, свыше 5 тонн - 9 МРП. Никаких штрафных санкций в данном случае не предусмотрено. Поэтому величина налога определяется умножением размера МРП на коэффициент для соответствующей грузоподъёмности. Так, в 2013 году владелец грузового автомобиля грузоподъёмностью в 2 тонны должен будет заплатить 12117 тенге (1731 умножить на 7).
Александр Бабицкий