Автомобилям всего-то немногим более сотни лет, но они уже играют огромную роль в нашей жизни. К сожаленью, роль эта далеко не всегда бывает положительной – ежегодно в автомобильных катастрофах по всему миру гибнет более миллиона человек, около 40 миллионов получают различные травмы, при этом у 5 миллионов повреждения классифицируются как серьёзные. Полностью исключить все факторы, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям и жертвам, невозможно, в конце концов, есть ещё и непредсказуемый человеческий фактор. Но можно снизить вероятность серьёзных повреждений и гибели людей, если соответствующим образом модифицировать сами средства передвижения, то есть автомобили. Незаменимым инструментом для этого являются краш-тесты.
Краш-тестами называются испытания дорожных и гоночных автомобилей, в ходе которых создаются условия для воспроизведения возможных ситуаций ДТП для выяснения надёжности систем безопасности автомобиля и степени угрозы для здоровья и жизни водителя и пассажиров. Людей в машинах имитируют специальные манекены, по физическим и антропометрическим характеристикам (рост, вес, объём тела) максимально соответствующие нормальному человеку. По итогам испытания манекен осматривается и в случае возникновения повреждений оценивается их серьёзность. Существует шкала для подобных оценок, на которой результаты расцениваются как «плохие», «слабые», «удовлетворительные», «хорошие». Под хорошими подразумеваются такие результаты которые сводят вероятность получения повреждений к минимуму. Согласно результатам краш-тестов из баллов формируется оценка степени безопасности того или иного автомобиля. Естественно, если показатели ниже «хороших», общая оценка снижается.
Хотя в целом все краш-тесты сводятся к одному, к столкновению автомобиля с неподвижной преградой или с другим движущимся автомобилем, существует несколько видов испытаний. Примечательно, что для признания автомобиля соответствующим стандартам безопасности он должен получить по итогам краш-тестов оценку «хорошо» (то есть без повреждений для водителя и пассажиров) как минимум по трём испытаниям. Основными видами тестов являются следующие:
- лобовое столкновение – в данном случае особое значение приобретает сокращение площади автомобиля, на которое будет оказано воздействие при аварии, так как дополнительную опасность представляют различные детали машины, способные проникнуть в салон через лобовое стекло;
- боковое столкновение (воздействие) – обычно при таком испытании имитируется столкновение с грузовым автомобилем и в машину помимо водителя помещается манекен на заднее сиденье («женщина» или «подросток»);
- заднее столкновение (воздействие) – здесь особое внимание обращают на положение подголовников кресел, при неисправности которых возможны серьёзные повреждения шейного отдела позвоночника;
- испытание системы предотвращения аварии – проверяется работа ремней безопасности системы антиблокировки тормозов, а также, на автомобилях последнего поколения, анализируется «поведение» систем предотвращения столкновения и отклонения от прямолинейного движения;
- испытание бамперов – в основном бампера проверяются на прочность, так как их крупные осколки могут представлять большую опасность для находящихся в салоне людей; кроме того, испытываются непосредственные функции бампера, то есть способность максимально снизить повреждения, причинённые кузову автомобиля.
Практически в каждой относительно крупной стране существуют собственные организации, занимающиеся проведением краш-тестов. Вместе с тем, на сегодняшний день выделилось несколько крупнейших государственных или общественных организаций, результаты тестов и оценки которых имеют международное признание. Назовём лишь некоторые из них. Итак, европейская Euro NCAP (New Car Assesment Programme) была организована в 1996 году, а уже в феврале 1997 года общественности были официально представлены результаты первых тестов. В этой организации автомобили тестируются по уровням защиты водителя и пассажира на переднем сидении, детей, находящихся в автокреслах, и пешеходов. Американская NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration) имеет более солидную историю, так как проводит краш-тесты на протяжении уже 30 лет. При этом в деятельности этой организации сочетаются консерватизм и стремление следовать современным тенденциям: их программа рассчитана на испытания новых моделей автомобилей, только-только поступающих в продажу, но испытания проводятся с помощью полного фронтального и боковых столкновений. Большинство подобных организаций не проводят полные фронтальные столкновения, так как, по их мнению, эта методика устарела, но в NHTSA полагают, что она необходима для чистоты эксперимента. Наконец, Японская национальная организация автомобильной безопасности и помощи жертвам ДТП (OSA) делает акцент на внутрияпонском рынке, то есть тестирует в основном модели для внутреннего пользования. В данном случае наблюдается один из самых полных спектров краш-тестов: японские специалисты испытывают безопасность автомобилей в полном фронтальном столкновении, в смёщённом фронтальном и боковом столкновениях. Кроме того, в ходе краш-тестов определяется уровень безопасности автомобилей с точки зрения воздействия на пешеходов и «поведения» при аварии детских автокресел.
Александр Бабицкий