Несмотря на то, что наш язык удивительно велик, могуч, богат и разнообразен, есть в нашей речи выражении и слова, которые, при всей их видимой многозначности, всеми воспринимаются исключительно в единственном смысле. Да что далеко ходить – то же слово «техосмотр». Никто же не будет спорить с тем, что под техническим осмотром может подразумеваться всего что угодно, что имеет хотя бы отдалённое отношение к технике, начиная от допотопных будильников и заканчивая космическими аппаратами, долетающими до Марса и Юпитера. А вот, поди ж ты, стоит произнести в разговоре с русским человеком «техосмотр» - и каждый понимает, что имеется в виду государственный технический осмотр основного транспортного средства, коим является автомобиль.
В этом плане государственный технический осмотр представляет собой мероприятия, в настоящее проводимые государственной инспекцией безопасности дорожного движения для контроля за соответствием технического состояния автомобиля или иных транспортных средств требованиям технических норм к безопасности участников дорожного движения (в том числе водителя и пассажиров самого транспортного средства). В будущем, согласно последним обнародованным планам Президента РФ Д.А. Медведевым, в ходе планируемой реструктуризации МВД России техосмотр будет выведен из круга полномочий данного министерства. Прохождение государственного техосмотра является обязанностью водителя транспортного средства – он должен явиться на пункт прохождения техосмотра либо в течение 30 дней после регистрации приобретённого транспортного средства, либо в срок, указанный в талоне техосмотра после предыдущего освидетельствования. Периодичность обязательного государственного техосмотра транспортных средств следующая:
- легковые и грузовые автомобили с максимальной массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с аналогичной массой, мототранспортные средства, зарегистрированные до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства – через три года; по истечении не более 7 лет с года выпуска – через каждые два года; по истечении более 7 лет с года выпуска – через каждый год;
- легковые автомобили, эксплуатируемые для коммерческой перевозки пассажиров, автобусы и грузовые автомобили, систематически перевозящие пассажиров и с числом сидений более 8, не считая сидения водителя, а также транспортные средства и прицепы к ним для опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов – через каждые полгода;
- грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы с максимальной массой свыше 3,5 тонны – через каждый год.
Отдельный порядок прохождения государственного технического осмотра предусмотрен для транспортных средств со специальными сигналами, а также для средств, предназначенных для обучения вождению – такие автомобили осматриваются через каждый год.
Владелец транспортного средства не будет допущен к прохождению государственного технического осмотра, если у него в наличии не будет хотя бы одного из следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; водительских прав на конкретное указанное транспортное средство; документа, подтверждающего право владения или распоряжения автомобилем его водителем; медицинской справки установленного образца (нужно учитывать, что данные справки действительны лишь в течение 3 лет с момента получения); действующего страхового полиса ОСАГО; квитанции об оплате автомобильного налога и проведения техосмотра (от последнего освобождаются граждане льготных категорий – пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и России и так далее); соответствующих разрешений на имеющиеся звуковые или световые специальные сигналы, голографические рисунки на кузове, тонировку на стёклах, рекламные объявления (при наличии).
Зачастую водители транспортных средств выражают претензии в случае выявления тех или иных несоответствий в техническом состоянии их автомобилей установленным нормам, апеллируя к тому, что эти несоответствия не несут явной угрозы участникам движения. В это связи необходимо указать те задачи, которые призвано решать проведение государственного технического осмотра.
- Во-первых, это не только соответствие нормам безопасности движение, но и соответствие нормам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Во-вторых, таким образом осуществляется контроль за допуском водителей к вождению в соответствии с критерием внимательности водителя к собственному автомобилю.
- В-третьих, таким образом нередко осуществляется выявление похищенных автомобилей, а также транспортных средств тех водителей, которые в своё время скрылись с места дорожно-транспортных происшествий.
- В-четвёртых, в ходе техосмотра контролируется выполнения государственных стандартов об обязательном страховании гражданской ответственности участника дорожного движения.
- В-пятых, ведётся государственный учёт показателей состояния безопасности движения и пополняется федеральная информационная о результатах осмотра. В-шестых, производится предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с использованием в том или ином качестве транспортных средств.
Разумеется, наиболее сложная в техническом плане подготовка автомобиля к техосмотру, связанная с исправностью внутреннего устройства автомобиля, должна проводиться под контролем профессионалов, лучше всего в специализированных автосервисах. А вот от каждого водителя, даже не слишком искушённого в автомобильной «начинке», требуется следить за следующими элементами внешнего состояния транспортного средства: наличие и срок годности огнетушителя; наличие медицинской аптечки и её соответствие стандартам; исправность дверных замков; исправность стеклоочистителей; рабочее состояние стёкол, зеркал заднего вида и противосолнечных козырьков; исправность ремней безопасности; функционирование механизмов обогрева ветрового стекла и звукового сигнала; исправность сидений; наличие грязезащитных фартуков и знака аварийной остановки.
Александр Бабицкий