Dodge, Plymouth, Jeep, Eagle. Наверное, нет в мире человека, пусть даже и далекого от автомобилестроения и автомобилей в целом, который бы не знал данные марки. По сути, все они являются иконами мирового автопрома, одними из самых узнаваемых брендов ХХ века. Объединяет их одно – Крайслер. Уолтер Крайслер, основатель одноименной автокорпорации Chrysler, члена «Большой Тройки» автопроизводителей Нового света, автоконцерна, занимавшего ведущие позиции в на мировом автомобильном рынке. С чего все начиналось?
История одного имени
История практически каждой автокорпорации, да и любой компании вообще, начинается с личности. С сильной и талантливой личности, яркой индивидуальности, которая формирует корпоративный стиль, вкладывает в компанию душу и рождает основную идею. Таким был Генри Форд – пионер американского автотсроения, - таким был и Уолтер Крайслер.
Уолтер Крайслер родился в 1875 году, до 35 лет работал в сфере железнодорожного транспорта. Его жизнь – да и судьба всей мировой автомобильной промышленности, - резко изменилась в 1910 году, когда он приобрел свой первый автомобиль. Существует легенда, что даже прежде того, как Уолтер Крайслер научился управлять новеньким авто, он разобрал и собрал его несколько раз, повинуясь воле жгучего любопытства.
Автомобильная техника настолько захватила Уолтера, что по истечении двух лет после знаменательной покупки он устроился на работу в одно из подразделений исполина General Motors, а уже через пять лет после первого выхода на новую работу он стал генеральным директором этого подразделения. Впрочем, проработать там долго Уолтеру Крайслеру не довелось – из-за конфликта с руководством в 1920 году он ушел из компании.
Потеряв работу, Крайслер зарабатывал на жизнь кризисным управлением автомобильными компаниями, находящимися на грани краха. Возглавив одну из таких компаний, Maxwell Motor Car, Уолтер создал свой первый авторский автомобиль – Chrysler 6, произведший фурор на американском автомобильном рынке. Возглавляемая им компания, благодаря разработанной модели, смогла выйти из кризиса и, вскоре, превратилась довольно-таки доходное предприятие. В 1925 году на базе Maxwell Motor Car была основана компания Chrysler. В год основания предприятие выпустило первую «фирменную» модель – Chrysler 4 серия 58. Цифра 58 в названии означала максимальную скорость автомобиля – 58 миль в час. По тем временам это была просто-таки безумная скорость, автомобиль имел колоссальный успех.
Взлет и падение легенды
По мере стабилизации правового положения и запуска полномасштабного производства, компания приступила к разработке новых концептуальных авто. После Chrysler 4 появлялись новые модели, также делавшие ставку на максимальную скорость, привлекавшие этим покупателей. За год своего существования компания Chrysler поднялась с 58 на 5 место в американском рейтинге автопроизводителей. Были куплены несколько конкурирующих компаний, таких как Plymouth и Dodge. Популярность марки росла, еще через несколько лет Chrysler вошел в «Большую Тройку».
В военные годы на заводах Chrysler производились известные американские танки «Шерман», военные грузовики, двигатели и вооружение для самолетов. В рейтинге самых «военных» конверсионных производств Chrysler в середине 40-х годов занимал достаточно высокое 9 место. Неплохо заработав на армейских поставках, в поствоенные годы Chrysler приобрел 11 новых заводов, расширил производство.
Однако, в 50-х - 70-х годах концерн довольно сильно «сдал», причина крылась, прежде всего, в неумелом руководстве корпорации и отсутствии у него элементарной бизнес-интуиции. Конструкторы постоянно не угадывали веяния рынка, предлагали потребителю не те автомобили, которые ему были нужны: экономичные малолитражки во время моды на огромные роскошные авто и «прожорливых» колоссов во время нефтяного кризиса. Положение компании настолько ухудшилось, что руководство приняло решение искать помощи у государства. В 1979 году Chrysler получил 1,5 биллиона долларов в качестве дотации на восстановление.
С начала 80-х годов настало время возрождение былой мощи корпорации. Новейшие модели Plymouth и Dodge завоевали рынок, Chrysler создал новый сегмент рынка – микроавтобусы. Кроме того, были возвращены в линейку модельного ряда компании такой класс автомобилей – довольно популярный в развитых странах, - как кабриолет. Модель LeBaron стала флагманом концерна в своем сегменте рынка и безусловным бестселлером.
Начало 90-х годов было ознаменовано колоссальным экономическим расцветом компании, были построены десятки офисов в различных штатах США, запущен завод в Детройте. Прибыли корпорации били все мыслимые рекорды. Были созданы культовые модели Chrysler Cirrus, Dodge Caravan, ставшие самыми продаваемыми автомобилями своего класса.
Однако, подъем не может быть вечным. В результате забастовки рабочих в 1997 году компания потеряла более полумиллиарда долларов. В 1998 году произошло слияние с немецкой компанией Даймлер. По сути, это было даже не полноценное слияние, поглощение американской корпорации немецким автогигантом Mercedes-Benz, навязавшим своему новому подразделению двойное наименование и отныне руководившим всеми разработками корпорации.
Обновленный интернациональный концерн порадовал поклонников известнейшими моделями Cherokee, Chrysler 300M, Dodge Viper, однако, это был уже не тот Chrysler. По сути, история компании закончилась в том самом роковом 1997 году.
Максим Кузнецов