Окунуться в историю автомобилестроения, не бороться со временем, а взять внешнюю красоту и соединить ее с современной технической начинкой, стать обладателем легендарного ретро-автомобиля и при этом не платить за него миллионы: автомобили в стили ретро способны объединить несовместимое. Из ушедшей эпохи им достался только внешний вид, но каждый болтик принадлежит нынешнему десятилетию. Вот так и рождаются репликары (копии автомобилей), в которых воссоздан экстерьер и интерьер знаменитого автомобиля прошлого, а вся технологическая начинка (шасси, трансмиссия, двигатель и электрика) берется от современного автомобиля-донора. Естественно, никакой музейной ценности в таком новоделе нет, но цель реплики не в этом. Она позволяет автолюбителю стать владельцем любимого ретромобиля с современной технической «начинкой» за вполне адекватную сумму.
Не плагиат, а легальная индустрия
В Западной Европе и США идея создавать современные копии легендарных ретромобилей зародилась в шестидесятые года прошлого века. В основном копировали всем известную спортивную классику двадцатых-тридцатых годов. Первыми компаниями, заработавшими известность на этом поприще, стали американские компании Excalibur со своим Mercedes-Benz SSK и Heritage с восстановленной легендой тридцатых Mercedes-Benz 540K Roadster. На сегодняшний день идея стала настолько популярной, что успехом пользуются копии автомобильной классики пятидесятых - шестидесятых и даже восьмидесятых годов. Самыми распространенными репликами являются спорткары Bugatti 55, Lotus Seven, AC Cobra, Ford GT 40, Porsche 356 и Porsche 550 Spyder, а также Jaguar и MG ранних выпусков. Оригинальные версии этих авто будут стоить миллионы, ведь количество их ограничено (например, оригинальных автомобилей Ford Shelby Cobra было выпущено всего 1137 штук).
Автомобильное донорство
Производство автомобилей в стиле ретро по всему миру уже давно поставлено на индустриальную основу. Основой для постройки реплик служат самые разнообразные автомобили. В США особенно популярны Ford Mustang и Chevrolet Corvette, а в Европе - Volkswagen Golf и Beetle. Toyota MR2 пользуется популярностью из-за среднемоторной компоновки, позволяющей на ее базе создать любой суперкар, а Mazda MX-5 в почете за простоту и легкость, позволяющую создать небольшой родстер. Главные требования к донору - доступность, относительно невысокая цена и простота конструкции. Автомобиль-донор полностью разбирают, а потом на его базе собирают новый кузов. Некоторые компании в создании копий ретромобилей пошли дальше и предлагают покупателям кит-кары, которые представляют собой автомобильный конструктор для взрослых. Владелец получает комплектный набор без ходовой части и двигателя, зато на самостоятельной покупке донора и сборке он сможет сэкономить до половины стоимости.
Среди фирм, занимающихся репликарами, есть и такие, которые специализируются только на одной легковой модели, а есть те, которые производят оригинальные машины собственного дизайна, используя лишь мотивы ретромобилей определенной марки или временного промежутка. Британская компания Asquith кроме легковых автомобилей, стилизованных под прошлую эпоху, предлагает реплики ретро-автобусов и грузовых фургонов. В Российской Федерации промышленным производством копий исторических автомобилей никому заняться не удалось. Однако энтузиасты пошли дальше и предложили репликар собственной конструкции. Этот автомобиль в стиле ретро самого начала ХХ века олицетворяет зарождение эпохи автомобилизма: каретные линии кузова и вычурность деталей передают собирательный образ автомобиля дореволюционной России.
Реалии постсоветского пространства
Сотни компаний, выпускающие реплики, расположены в Англии и США, Австралии и Германии. Однако в Эстонии и России имеются свои умельцы. Но российским ателье приходится тяжелее других, ведь производство репликаров в Российской Федерации (как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве) не получило широкого распространения в силу многих причин, на первом месте из которых стоит неповоротливая бюрократическая машина. Американскому владельцу самосборного автомобиля в стиле ретро достаточно пройти техническую экспертизу в дорожной полиции, и он смело может передвигаться по дорогам общего пользования. В той же РФ для этого придется пройти массу инстанций, потратить на это несколько месяцев и серьезную денежную сумму. Все это гасит первоначальный пыл энтузиастов, так что остается лишь надеяться, что и улицы наших городов когда-нибудь смогут заполнить красивые и знаменитые автомобили.
Александр Ковязин