Европейские ретро-автомобили занимают, наверное, самую большую долю в коллекциях старинных и классических автомобилей. И это вполне оправданно, ведь первый двигатель внутреннего сгорания, первый самоходный экипаж и первые автомобильные гонки были именно в Старом Свете.
Французский шарм
Несмотря на то, что основополагающие автомобильные изобретения были сделаны в соседней Германии, до Первой Мировой войны и какое-то время после нее именно Франция задавала тон в автомобильной отрасли. К сожалению, на сегодняшний момент осталось не так много сохранившихся и восстановленных экземпляров Renault, De Dion и Panhard. Еще меньше сохранилось ретромобилей Turcat-Mery и Delaunay Belleville. А ведь именно эти марки считались непревзойденными и привлекали внимание современников. Мощные автомобили Delaunay Belleville SMT были созданы специально для последнего российского императора, а Turcat-Mery 28 1915 года выпуска стал первым автомобилем предводителя большевиков Владимира Ленина. Перед Второй Мировой войной французы утратили свое преимущество, поэтому их автомобили, выпущенные в сороковых и позже, интересуют больше тех коллекционеров, для которых важна отечественная история. Хотя время от времени у них появлялись интересные спортивные модели - в 1965 году купе Matra-Bonnet Jet VS было преподнесено в подарок первому космонавту Юрию Гагарину.
Немецкое превосходство
Очень часто конструкторская мысль в Германии создавала выдающиеся эпохальные автомобили. Родоначальник автомобилестроения - Mercedes-Benz - создал немалое количество моделей, достойных самого трепетного отношения. Модель 540K Special Roadster 1937 года стала вершиной довоенного автомобильного искусства. Штутгартские машины пользовались популярностью и у вождей Рейха. Автомобиль Mercedes-Benz 770, некогда принадлежавший Адольфу Гитлеру, в наше время выставлялся на аукционе ретромобилей с впечатляющей начальной ценой в четыре миллиона евро. Из классических послевоенных машин этой марки одной из самых желанных для коллекционеров считается легендарный Mercedes-Benz Gullwing с уникальными дверьми, открывающимися вверх в стиле «крылья чайки»
Творения компании Porsche, чей основатель был главным конструктором в компании Бенца, получили огромную популярность уже после Второй Мировой войны. Тем реже в коллекциях можно встретить довоенное гоночное купе Porsche 64. Хотя есть у известного производителя и другие столь же редкие машины, как Porsche 550 LeMans Coupe 1953 года.
Компания, которую основал сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Густав Отто, поначалу производила самолетные двигатели, потом мотоциклы и лицензионные английские автомобили Austin. И лишь в 1936 BMW выпустил знаменитую 328 модель, ставшую самым успешным спортивным автомобилем. Теперь же музей этой компании в Мюнхене славится коллекцией фирменных ретромобилей.
К сожалению, не все немецкие автомобильные бренды смогли устоять перед ударами судьбы. Марка Horch уже давно исчезла, но память о ее выдающихся автомобилях сохранилась в коллекциях настоящих ценителей в виде таких красавцев как Horch 853.
Английские традиции
Английские традиции воплотились в таких аристократических брендах как Rolls-Royce, Jaguar, Bentley и Aston Martin. Эти автопроизводители прочно обосновались в гаражах коллекционеров ретро-автомобилей Старого Света. Так Rolls-Royce Silver Ghost стал одним из самых известных лимузинов в мире, модель 1914 года была в гараже Ленина, а модель Phantom V 1965 года принадлежала Джону Леннону. Немудрено, что английская королевская семья предпочитает эту марку до сих пор. Одной из самых известных и дорогих моделей Jaguar является гоночный родстер XK-SS 1957 года, принадлежавший Стиву МакКуину.
Итальянская изысканность
Самыми дорогими ретро-автомобилями признаны машины итальянской марки Ferrari. Модель Ferrari 330 1962 года была оценена в 9,3 миллиона, а Ferrari 340/375 - в 5,7 миллионов долларов. То, что итальянская земля всегда была богата выдающимися создателями красивых вещей от статуй эпохи Возрождения до современных яхт, подтверждают и такие легенды как Bugatti Type 57S Atalante или Alfa Romeo - выбор дуче Муссолини, который бессменно ездил на автомобилях из Ломбардии (сначала модель 6C 2300, потом 6C 2500).
В двадцатом столетии на европейском континенте бушевали две Мировых войны, уничтожившие большую часть мирового наследия, в том числе и интересные экземпляры автомобилей, технологий и производств, а главное - людей, наделенных светочем инженерной мысли. Поэтому многие экземпляры ретро-автомобилей Старого Света поистине уникальны.
Александр Ковязин