Сигареты Прима весьма почитаемы и любимы среди любителей дешевой табачной продукции. Свою историю марка ведет с 1970 года, когда необходимость в ее выпуске была доведена до табачных фабрик в приказном порядке. Подобный подход к созданию товаров различного типа был довольно распространенным в то время. Для изготовления Примы использовался табак неплохого качества, а стоимость пачки была невысокой (всего 14 копеек) – это способствовало росту популярности новинки. В результате сигареты Прима даже стали составлять конкуренцию весьма почитаемому Беломорканалу.
Коллективизм в действии
На сегодняшний день сигареты Прима – единственный курительный продукт, производством которого занимается одновременно несколько табачных компаний. Это стало возможным после вхождения нескольких десятков производителей в ассоциацию «Табакпром». После вступления всех пожелавших компаний в ассоциацию, право использования ее участниками табачной марки Прима было утверждено законодательно. Компаниям, не являющимся членами ассоциации, заниматься выпуском сигарет под этой маркой запрещено. Но так было не всегда. После развала СССР в 1994 году товарный знак «Прима» был аннулирован, поэтому выпуском собственных сигарет под подобным именем занялись многие производства по всему бывшему Союзу. Ведь потенциал этой марки, как и многих других, оставшихся в наследство от разрушенного государства, был огромен. Таковым он остается и сейчас, вдобавок, число курильщиков, предпочитавших крепкие дешевые сигареты, было и остается довольно большим.
Однако позднее стараниями компании «Лиггетт-Дукат» права на торговую марку перешли единственному правообладателю. Предприятие решило увеличить целевую аудиторию продукции, для этой цели был налажен выпуск Примы с фильтром марок «Люкс» («Люкс», «Люкс Легкая», «Люкс Ультра Легкая»). В марках с пониженным содержанием смол и никотина использовался даже угольный фильтр. Однако позднее единоправность «Лиггетт-Дукат» была аннулирована, право собственности торговой марки было передано в коллективное пользование членам упомянутой ассоциации «Табакпром». Подобная ситуация довольно типична для большинства торговых марок, популярных во времена СССР и существующих поныне. Бренд либо является собственностью единичной компании, либо его название используется в качестве видового наименования какого-либо типа продукции.
Законодательно коллективное право собственности на торговую марку Прима было закреплено законом «О товарных знаках». В нем указано, что коллективным товарным знаком является знак добровольного хозяйственного объединения производителей (союза, ассоциации и прочих), предназначенный для обозначения продукции, обладающей одинаковыми качественными или другими общими характеристиками. На сегодняшний день в России требования к качеству сигарет без фильтра достаточно легко выполнимы, поэтому всем производителям удается без особых усилий придерживаться заданных параметров и стандартов. Для облегчения отношений внутри ассоциации был создан устав, в котором прописывались условия обладания торговой маркой. В полную силу и закон, и сама ассоциация заработали в 1999 году. К этому времени все предприятия, не пожелавшие войти в объединение, были официально уведомлены о недопустимости дальнейшего использования торговой марки «Прима». Кстати, компании, входящие в «Табакпром», производят около 90% продукции для российского табачного рынка.
Сила – в разнообразии
Интересно, что в уставе членов «Табакпрома» закреплено право использования именно словосочетания «сигареты «Прима»», конкретного же требования к названию и оформлению пачки нет. Поэтому на прилавках магазинов можно встретить большое разнообразие сигарет с фильтром и без, в пачках различной формы и оформления, объединяет которые лишь использование в названии этого словосочетания. Среди них можно встретить такие интересные виды, как «Сигареты Прима Спецназ», «Сигареты Прима Супер», «Сигареты Прима Круглые», «Сигареты Прима Офицерская», «Сигареты Прима Овальные», «Сигареты Прима Народная» и множество других. Полный же перечень всех видов сигарет Прима состоит из не одной сотни позиций.
Любители этого вида сигарет, кстати, предпочитают сигареты определенной табачной фабрики, название, оформление и даже стоимость здесь играют второстепенную роль. Причем предпочтение обычно отдается именно сигаретам местного производителя даже при одновременном наличии сигарет этой марки лучшего качества и по меньшей цене. Правда, не все компании, входящие в ассоциацию занимаются производством Примы – некоторые считают, что этот рынок перенасыщен, а другие в это же время постепенно снижают выпуск сигарет этой марки.