Так уж сложилась история клана Ротшильд, что их фамилия у большинства людей обычно вызывает ассоциации с огромными деньгами, с хитроумными и не всегда в полной мере отвечающими моральным принципам финансовыми операциями, с мировой экономической и политической элитой и так далее. Однако знатоки вин прекрасно осведомлены о том, что фамилия «Ротшильд» является ещё и брендом для одной из наиболее качественных винных марок.
Ничто человеческое Ротшильдам не чуждо
Когда у человека появляются существенные финансовые возможности, рано или поздно он начинает ценить то, что делает его жизнь роскошной и утончённой. Натаниэль Ротшильд, представитель французской ветви семейства Ротшильдов, в середине XIX века активно занимался фамильным делом, то есть банковскими операциями. Преуспев в этом деле, он в определённый момент жизни подумал, что пора бы пожить и в собственное удовольствие и реализовал эту мысль, приобретя в 1853 году в Бордо замок Шато-Мутон, один из главных замков знаменитого региона.
К названию замка с тех пор прибавили фамилию «Ротшильд», что и повлияло на образование одноимённого винного бренда. Как и во всех старинных шато Бордо, в Шато-Мутон издревле производили собственное вино. К числу элитных оно не относилось, просто потому, что никто серьёзно не занимался этой частью жизни замка, однако по своему потенциалу это вино было очень перспективным и часто использовалось Ротшильдом для угощения своих гостей как в замке, так и в парижских апартаментах. Но это всё лишь начало истории, а основная заслуга в появлении знаменитого вина Rothschild принадлежит внуку Натаниэля, барону Филиппу Ротшильду, который в двадцатые годы прошлого века решил сосредоточить свои усилия на развития семейного вина, так ему понравившегося.
Именно Филипп Ротшильд стал внедрять в производство вина новые принципы, при которых владельцы виноградников не отдавали разлив вина на откуп негоциантам, а вели всю технологическую цепочку (производство – разлив по бутылкам - продажа) самостоятельно. Впоследствии это стало основным принципом для всех современных французских виноделов. Помимо этого, Ротшильд активно применял новые технологии – с их помощью он возвёл винные погреба, которые находились не под землёй, как традиционные, а не её поверхности. Вторая Мировая война нанесла существенный удар по производству вина марки Rothschild, однако после возвращения в ранее оккупированные немцами свои владения Филипп Ротшильд сумел не только восстановить прежние позиции, но и добиться в семидесятые годы своему вину высшей категории качества для французских вин. Так что в 1988 году, когда Филипп Ротшильд скончался, он оставил своей дочери Филиппине завидное наследство.
50 миллионов бутылок в год
Баронесса Филиппина Ротшильд стала достойной наследницей отца на посту главы семейного винодельческого производства. Она не только сумела сохранить традиции, но и активно стала продвигать винный бренд Rothschild на международном рынке, продолжая взятую на вооружение ещё её отцом в конце семидесятых годов стратегию. Уже тогда Ротшильды хорошо понимали, что французский и европейский винный рынок насыщен и нужно искать новых потребителей. Так, в 2002 году Филиппина Ротшильд основала в Чили новую компанию Philippe De Rothschild Maipo Chile, которая начала производство двух марочных вин из чилийского винограда, ориентированных на американский рынок. Однако и без заокеанских производств масштабы винодельческого хозяйства Ротшильдов впечатляет, ведь оно позволяет выпускать 50 миллионов бутылок вина ежегодно.
Основное внимание, конечно, к самому известному вину, «Шато-Мутон Ротшильд», основой которого является виноград сорта Каберне-Совиньон. За сохранением наиболее полезных и важных свойств винограда и правильным их применением неусыпно следят лучшие специалисты, которые к тому же заботятся о совмещении старинных винодельческих традиций с использованием новейших технологий и самого современного оборудования. Весь виноград собирается исключительно ручным способом и сразу помещается в деревянную упаковку. На период брожения он попадает в специальный чан, сделанный из дуба, причём используется особо ценная древесина, полученная из наиболее старых деревьев региона. Выдерживается вино «Шато-Мутон Ротшильд» в свежеизготовленных дубовых бочках.
Александр Бабицкий