У разных культур - различные традиции чайной церемонии. В России пьют чай не ради чая, а ради беседы. Чай - это напиток дружбы, и не имеет особого значения ни качество чая, ни оформление помещения, лишь компания, собравшаяся за «рюмкой чая».
В Англии чаепитие - это традиция. Это выпечка и общение, причем зачастую - весьма формальное. Но англичане такой удивительный народ, они ухитряются получать удовольствие от формального общения, если оно происходит за чашкой чая. Такова сила традиций.
Японцы предпочитают наслаждаться миром, находящимся за гранью повседневности. Поэтому для чайной церемонии создается свой особенный мирок: чайный сад (с обязательными «летящими камнями» и «обзорным» камнем), через который специальная дорожка (родзи - «земля, увлажненная росой») ведет к чайному домику, сам чайный домик с помещением для проведения чаепитий. Во время японской чайной церемонии постигается не столько вкус чая, сколько вкус дзэна.
Для человека, который не разбирается хотя бы в основах восточной философии и не знает правил поведения при чайной церемонии (а это целый ритуал!), подобное чаепитие довольно мучительно. Одно сиденье на татами чего стоит. К тому же, вкус чая довольно непривычен, да он вообще не воспринимается как чай, а, скорее, как мыльная зеленоватая вода.
А вот китайская чайная церемония позволяет насладиться именно вкусом чая. Гун-фу ча (так называется эта церемония - «высшее мастерство чаепития») раскрывает изменчивость мира посредством изменчивости вкуса чая. И помогает принять и ту, и другую изменчивость, как данность. Если настроиться соответствующим образом, то во время чайной церемонии можно ощутить, как меняется мир с каждой проходящей секундой, как растет травинка и разворачивается древесный лист. Эта церемония настраивает на философский лад, успокаивает нервы, и является истинным отдохновением от суровых реалий будней. Более того, она дает возможность принять эти суровые реалии с открытой душой и даже смягчить их суровость. Они становятся всего лишь частью общей изменчивости мира, а, следовательно, скоро тоже изменятся. Так о чем же волноваться?
Чай в гун-фу ча обладает четырьмя драгоценностями: формой листа, цветом настоя, ароматом чая, вкусом чая. Церемония чаепития строится так, чтобы участники могли оценить все четыре драгоценности и насладиться ими.
Начинается чайная церемония со «знакомства» с чаем. Он насыпается в ча-хэ (чайная корбочка), где его можно рассмотреть, оценить форму листа, ощутить тонкий чайный аромат. Может быть предложено несколько видов чая - на выбор. Каждый из них имеет свой характер, свое особое «звучание», и выбирать можно и нужно тот, который созвучен настроению данного момента.
После того, как «знакомство» состоялось, чай заваривается. Вода для заварки чая - это не совсем привычный нам кипяток, а так называемый белый ключ: то есть, вот-вот закипит, но еще нет, тот момент, когда вода белеет перед тем, как бурно закипеть. Научиться улавливать правильный момент кипения воды - целое искусство.
Первая заварка - не для питья. Вода должна лишь смыть чайную пыль с листьев. А вот дальнейшие заварки - другое дело.
Для того, чтобы иметь возможность наслаждаться не только вкусом, но и ароматом напитка, используется две чашки: одна - высокая и узкая (это для запаха), вторая - низкая и широкая (а вот эта уже для питья и любования цветом). Чай сначала наливается в высокую чашку, и она накрывается низкой. Затем чашки переворачиваются. Участники чаепития дышат через высокую чашку, настраиваясь на восприятие напитка (такая настройка - очень важная часть церемонии). Когда же человек оказывается с чаем «на одной волне», уже можно пробовать напиток.
Чаще всего используется разное время для заварки чая. Первая чашечка - это настаивание в течение буквально нескольких секунд. В результате можно уловить самый тонкий, почти незаметный вкус и запах чайных листьев. Последующие заварки уже более длительные, при этом изменяется и вкус, и аромат.
Так как во время церемонии несколько раз заваривается свежий чай (ни одному участнику гун-фу ча в голову не придет залить кипятком уже один раз заваренные листья), то «отработанный» настой сливается в специальный кувшин (ча-хай - «море чая»).
Такая чайная церемония - это жизнь человеческая в миниатюре. Не удивительно, что на Востоке придается такое значение чаю и ритуалам, с ним связанным. Ведь чайная церемония помогает не только понять и принять изменчивость мира, но и наслаждаться ею так же, как изменчивым вкусом чая.
София Варган