Когда римляне завозили виноградные лозы на территорию современной Франции (ни много, ни мало, а в I веке н.э.), они и подумать не могли, что дают начало индустрии, которая прославит эту землю. Первые виноградники располагались в долине Роны, области и сегодня замечательной своим виноделием, а уж к концу четвертого века благоуханные лозы распространились по всей территории страны.
Производства вина процветало, на широкую ногу был налажен экспорт, тут-то и обнаружилось, что во время длительной морской перевозки вина могут испортиться. В качестве спасительной меры была предпринята перегонка, с тем, чтобы беспрепятственно перевезти получившийся спирт, а в месте назначения разбавить водой и получить вино. И тут обнаружилось, что спирт (тогда еще его не называли коньячным) сам по себе крепок и хорош, но окончательно сформировать технологию помог… Дьявол!
Именно он явился во сне винодельцу шевалье де ла Круа, и, намереваясь забрать человеческую душу, кинул шевалье в кипяток сначала один раз - безуспешно, а потом и второй. Проснувшись и утерев холодный пот, де ла Круа применил процесс двойного кипячения в производстве спиртного, и, приготовив 2 бочки, одну припрятал, а пригубил ее содержимое лишь через 15 лет. Напиток оказался насыщенным, сильным, энергичным, и именно его можно считать прародителем современных французских коньяков. Началась великая, составившая гордость Франции, коньячная индустрия, основанная на двойной дистилляции, а нам сегодня остается только сожалеть, что Дьявол не приснился Менделееву вместо таблицы, совершенно бессмысленной для любящего пожить джентльмена. Впрочем, диссертация русского ученого, посвященная смешению спирта с водой, несколько реабилитирует российское сновидение.
К 17-му веку рынок коньяка стабилизировался, появились знаменитые коньячные дома, некоторые из которых работают и по сей день. К 19-му веку перевозка коньяков происходила уже не в бочках, а в бутылках, успешно заработали смежные производства - стеклоделие, изготовление этикеток и пробок. И все бы ничего, если бы не филлоксера, уничтожившая 6/7 французских виноградников к 1895 году. Американские инвестиции 20-го века положение поправили: большая часть виноградников была восстановлена, а технологические нововведения, повышающие эффективность производства, вернули французским коньякам былую славу. Сегодня слово Коньяк, означающее и старинный солнечный город, и превосходный напиток, гордо красуется на дорогих бутылках. Кстати, именно в Коньяке можно вкусить великолепные блюда местной кухни: маринованные в коньячном соусе креветки, улитки и устрицы, жирная сметана с коньяком.
Самые известные французские коньяки - это Camus, Courvoisier, Hennessy, Martell и Remy Martin. Заслуженным признанием знатоков пользуются коньячные дома Raymond Ragnaud, Leopold Gourmel, Delamain и Paul Giraud. Это – лучшие образчики благородного напитка, сочетающего в себе мягкость и крепость, гармоничный букет ванильных, шоколадных, мускатных, миндальных и плодовых тонов, изготовленные по всем правилам. Между прочим, установленым документом государственного образца, регламентирующим сорта, из которых может производиться коньяк, сроки хранения напитка, требования к хранению и таре, географические границы аппеласьона.
Маркировка бутылок предусматривает буквы VS (Very Special) для коньяка, купажированного из спиртов, выдержанных в течение двух с половиной лет; VSOP (Very Superior Old Pale) или Reserve для напитка, составные спирты которого не младше 4-х лет; в категории XO (eXtra Old) возраст младшего спирта в ассамбляже будет равен 6 годам.
Для выдержки коньяка используются бочки из лимузенского дуба (для более насыщенного, танинного напитка) и бочки из дубовой древесины леса Тронсе (для мягких коньяков). Технология изготовления коньячной бочки сложна и многоступенчата: здесь и выбор соответствующей части ствола, и выдерживание бочки на свежем воздухе, и обжиг. Только правильно «обожженная» бочка способна подарить напитку столь важную для отменного коньяка хлебную ноту.
При многолетней выдержке улетучивается почти 20 миллионов бутылок, но французские виноделы не ропщут: принято считать, что таким образом ангелы тоже взимают свою долю от производства коньяка… Что еще раз доказывает: есть на земле нечто, невыразимо притягательное и для грешников, и для праведников, а в данном случае это - янтарный огонь, мягко манящий нас со дна коньячного бокала.
Кира Кратная