Коньяк – это целое искусство. Не только его изготовление, но и употребление. Коньяк не пьют так, как, к примеру, пьют водку. Нюхать водку? Смаковать ее, перекатывать во рту каплю? Греть в ладонях бокал? Простите, это моветон. Водку пьют охлажденную до ледяного скрипа зубов, залпом, и лучшая закуска к ней – соленый, хрустящий огурчик (при всех изысках высокой кухни лучшей закуски под водку так и не изобрели, а вот закусывать коньяк огурцом – это извращение, давшее повод к множеству анекдотов). Водку можно назвать пролетарием от алкоголя. Коньяк… коньяк – это, как и было сказано, искусство.
Коньяк можно сравнить только с картиной. Бывают полотна старинных мастеров, экстра-класс, признанная классика жанра, и этими полотнами любуются, замерев в почтительном молчании в прохладном и тихом зале музея. Бывают отличные полотна современных художников, которые рассматривают на выставках, оценивающе прищелкивая языком, и рассуждая о том, что в мире живописи появился новый мастер. Бывают просто неплохие картины, которые не станут музейными экспонатами, но ими очень приятно украсить стену гостиной. А бывает – откровенная халтура, выполненная под трафарет, которую неловко повесить даже в дачных «дворовых удобствах». Ну и, конечно, бывают открытки.
Так же и коньяк. Как же отличить одно от другого? Как узнать – где старый, выдержанный, коллекционный коньяк, а где совсем юный, небольшой выдержки? На что нужно обратить внимание, чтобы отличить штампованную «открытку» от настоящего произведения искусства? Конечно, на маркировку.
Вот этим-то и отличается коньяк от картины: он, как и любой продукт массового производства, имеет специальные обозначения, маркировку, которая позволяет определить – что перед нами. Картина маркировки не имеет, она создается в единственном экземпляре, и знаком качества на ней может быть только подпись художника.
Кстати сказать, «подпись художника» имеют и коньяки. Известные марки, известные сорта винограда, старинные технологии производства – все это написано на этикетке. Если вы видите надпись «Chateau de Montifaud», или «Prince Hubert de Polignac», или «Camus» - будьте уверены, перед вами – «полотно» мастера. Но это – не маркировка, это – ведущие производители коньяка, известные качеством своих «произведений искусства». Маркировка же рассказывает совсем о другом.
Бывшие граждане Советского Союза в массе своей привыкли к стандартной «звездной» маркировке коньяков. Расчет простой: чем меньше звезд – тем хуже коньяк. Пять звездочек – это высший пилотаж, это феерия вкуса, это гармония души и очистка сосудов. Три звезды – почти клопомор, но пить можно, особенно, если не принюхиваться и под хорошую (желательно горячую) закуску. Три звезды – такой же пролетарий в мире крепких напитков, как и водка, даже еще больший. Три звезды – это разнорабочий, а хорошую водку можно сравнить с квалифицированным мастером.
Но звездочки, привычные российскому потребителю, являются маркировкой ординарных коньяков (ординарный коньяк – это коньяк, в составе которого нет особо старых коньячных спиртов), и обозначают число лет выдержки. Три звездочки – это коньяк, изготовленный из коньячных спиртов, выдержанных не менее трех лет. Пять звездочек – коньячный спирт, соответственно, выдерживался не менее пяти лет.
А вот марочные коньяки обозначаются буковками, а не звездочками: «КВ» (коньяк выдержанный, изготавливается из коньячных спиртов, средний возраст которых не менее шести лет), «КВВК» (коньяк выдержанный высшего качества, изготавливается из коньячных спиртов, средний возраст которых не менее восьми лет), «КС» (коньяк старый, изготавливается из коньячных спиртов, средний возраст которых не менее десяти лет).
Если же вы предпочитаете коньяки импортные, то тут нужно разбираться в том, что обозначают буквы латинского алфавита: «Е» - специальный, «F» - великолепный (только французы могли ввести подобное наименование в маркировку!), «V» - очень, «О» - старый, «S» - превосходный», «Р» - бледный, «Х» - экстра.
На этикетках коньячных бутылок можно увидеть следующие сочетания: V.S.(Very Special) или Trois Etoiles (три звездочки – практически не применяющаяся маркировка для французских коньяков, но разрешенная декретом) – это коньяки, которые выдерживались в дубовых бочках не менее 2,5 лет; V.O.(Very Old), Reserve, V.S.O.P, Cordon Bleu — очень старый (старше четырех лет); V.V.S.O.P.(Very-Very Superior Old Pale), Grande Reserve — очень-очень качественный, старый, светлый (бледный, коньяки, выдержка которых не менее пяти лет), X.O.(Extra Old), Extra, Napoleon, Hors d’age, Tres Vieux, Vieille Reserve — старый, экстра (выдержка в бочках шесть лет).
Те коньяки, которые выдерживаются в дубовых бочках более шести лет, не классифицируются – это запрещено Национальным Межпрофессиональным Бюро коньяков. Дело в том, что считается – контроль процесса купажирования более, чем в шестилетний срок, невозможен.
Кстати сказать, Extra, Napoleon, Grand Reserve и другие названия – это вовсе не названия коньяков, не бренды, а лишь марка в классификации. Так что предложение коньяка имени французского императора – это всего лишь предложение старого коньяка.
Очень интересна история маркировки Х.О. Сейчас считается, что это - eXtra Old, то есть – очень старый коньяк. Однако, первоначально этими буквами обозначалось число 100. Коньяк с маркировкой Х.О. впервые выпустила фирма Hennessy в 1865 году по случаю своего столетнего юбилея. Другие фирмы подхватили инициативу, и тоже начали маркировать свои коньяки Х.О. – ведь юбилейный коньяк Hennessy был очень хорош и пользовался спросом. В конце концов, французское правительство законодательно закрепило эту маркировку, как обозначение старых коньяков.
Если же вам предлагают коньяк с выдержкой более шести лет, к примеру, тридцатилетний, сорокалетний коньяк, а то и уникум, который является ровесником вашего дедушке – посмотрите, кто фирма-производитель. Потому что государство не гарантирует такой возраст коньяка. И если фирма известная, старинная – то это определенная гарантия того, что коньяк будет действительно почтенного возраста. Ну а если фирму никто не знает… Сразу возникает вопрос – а откуда у них коньячные спирты соответствующего возраста, если фирма только-только вылупилась?
Так что изучайте маркировку, пересчитывайте звездочки (а заодно и деньги в кошельке, ведь хороший коньяк – удовольствие не из дешевых), а главное не забывайте, что коньяк – это искусство и не только вкусовое, но и эстетическое наслаждение.
София ВАРГАН