Сегодня модно заботиться о здоровье. К этому призывает затейливая реклама производителей соответствующих товаров. Об этом говорят с экранов телевизоров, со страниц газет. Об этом намекают многочисленные современные фитнесс-клубы.
Забота о своем организме - это, помимо всего прочего, качество потребляемых продуктов. Экологически чистых, с минимальным содержанием калорий. И особое значение следует уделить безалкогольным напиткам. Мы ведь можем даже не замечать, сколько выпиваем в день той или иной жидкости. Важно, чтобы это был полезный или, как минимум, безвредный продукт.
Рынок безалкогольных напитков - один из наиболее стабильных и динамично развивающихся. Особенно, это касается питьевой минерализированной воды. Угроза лишнего веса и желание покупать качественный товар неуклонно приводят к перераспределению доли рынка между газированными напитками и, скажем так, натуральными, в пользу последних. Несмотря на огромные рекламные бюджеты компаний, имеющих в названии слово «кола», их продажи неуклонно падают. В целом ожидается, что вода, разлитая в бутылки, должна стать более востребованной, чем газировки к 2009 году. Также растет спрос на комбинированные разведенные нектары и фруктовые соки.
Если составить рейтинг популярности безалкогольных напитков, то на первом месте окажется чай. Что совершенно естественно, учитывая многовековую историю его потребления. Даже особую культуру, получившую название «Чайная церемония». Как не вспомнить традиционный британский «five o`clock». Или представить древних почитателей этого напитка из Китая. Ведь именно жителям Поднебесной принадлежит мировое лидерство по производству чая. Причем это единственная страна, где вырабатываются все сорта чая: белые, желтые, зеленые, красные, черные. Многие ценители утверждают, что только китайский вариант может считаться настоящим чаем.
Популярность этого напитка обусловлена также разнообразными способами употребления. С молоком и сахаром, с лимоном, с мятой, с ароматическими добавками. В жаркое время года весьма уместен чай со льдом, чем не преминули воспользоваться производители газированных напитков.
Другой любимый многими напиток - кофе. В среднем общее потребление кофе составляет более четырехсот миллиардов чашек в год. Арабские купцы утверждали, что истинные кофеманы непременно окажутся в раю. Знали, наверное, о чем говорили.
По продажам безалкогольных напитков пока лидируют газировки. Сказывается сила привычки и рекламный эффект. Хотя все чаще покупатели обращают внимание на состав ингредиентов и делают выводы.
Растет популярность и натуральных соков. Сок - это жидкий продукт, полученный из фруктов или овощей путем механического воздействия и консервированный физическими способами. Этот напиток состоит целиком из плодовой части.
Сокосодержащий напиток содержит до 50% соков и подразделяется на напитки нектарного типа (как минимум, 25% сока), соковые напитки (от 6 до 24,9 % сока), фруктовые напитки (от 3 до 5,9 % сока), лимонады (до 2,9 % сока).
Также предлагаются к продаже безалкогольные напитки на ароматизаторах. Их особенностью является полное отсутствие сока, при изготовлении используются натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества: эссенции, эфирные масла, эмульсии. Отдельно можно выделить напитки, содержащие экстракты, концентрированные основы или концентраты, полученные с применением пряно-ароматического растительного сырья.
Неизменным спросом пользуется и квас - напиток, полученный путем незавершенного спиртового брожения сусла из зернового, овощного или плодово-ягодного сырья. Ежегодный прирост продаж этого сегмента рынка составляет до 25 %.
Но наиболее стремительно растет популярность на питьевую воду. Динамика составляет до 30 % ежегодно. Этому способствует повсеместный переход офисов и квартир (не говоря уже об особняках) на потребление воды в 19-литровых бутылях.
Существует и такой экзотический продукт, как безалкогольное вино. Получается оно методом удаления спирта и летучих веществ, благодаря вакуумной перегонке при температуре 45 градусов С. Такое производство распространено в Грузии, где изготавливают армази и гвинису. Армази - это газированное вино с добавками виноградного сусла и ароматизаторов растительного происхождения. Гвиниса - газированное вино кисловатого вкуса.
Алексей Чернов