Всё или почти всё в современном мире продаётся и покупается. Разумеется, можно купить и ценные бумаги – они, собственно, для того и выпускаются, чтобы продать право собственности на какую-то часть капитала. Но так как ценные бумаги это товар специфический, то и купить их это не то же самое, что просто пойти в магазин и приобрести продукты питания, предметы одежды или бытовую технику.
Утром деньги, вечером ценные бумаги
Покупка ценных бумаг является особым видом сделки купли-продажи и выделяется в особое финансовое понятие. Под покупкой ценных бумаг понимают приобретение ценных бумаг из расчёта на дальнейшее повышение их стоимости и извлечение из этого выгоды. Покупка ценных бумаг является одной из основ сложной биржевой игры и связана с такими понятиями, как короткая позиция (шорт) и длинная позиция (лонг). В переводе с биржевого финансового сленга короткая позиция это ситуация, когда игрок заключает сделку на продажу кому-либо акций, которых у него самого ещё нет. Следовательно, чтобы завершить сделку, то есть закрыть позицию, игроку нужно приобрести те ценные бумаги, которые он уже продал. А длинная позиция это более привычная ситуация, когда инвестор сначала приобретает какие-либо ценные бумаги, а затем их перепродаёт – факт перепродажи означает закрытие позиции в данном случае.
Кому покупать ценные бумаги
Условия существования и функционирования рынка ценных бумаг таковы, что совершать на нём операции может далеко не каждый желающий. На биржах трудятся специальные брокера (как частные, независимые, так и сотрудники брокерских компаний), которые совершают сделки как от своего лица, так и от лица нанявших их и выплачивающих им комиссионные частных или корпоративных клиентов. В настоящее время, в эпоху развитие Интернет-технологий участие в биржевых торгах стало гораздо проще: брокерские конторы предлагают свои услуги в Сети, заключая с клиентами договоры и создавая собственные системы, благодаря которым клиенты могут следить за состоянием рынка и мгновенно связываться с брокером. Соответственно, заключается договор, в котором прописаны условия сотрудничества, полномочия брокера, его комиссионные и порядок взаимодействия брокера и клиента. Обычно начинающие участники торгов задают брокерам лишь основные направления для осуществления сделок. Если же речь идёт об опытных игроках, то они могут указывать брокеры малейшие детали: при каком значении роста тех или иных акций их покупать, в каком количестве и тому подобное.
Разновидности брокеров
Обычно брокерские конторы это достаточно крупные фирмы с собственной системой электронной связи, с филиалами, которые непосредственно связаны с главным офисом и с крупнейшими биржами. Сотрудников таких фирм, работающих в основном с индивидуальными инвесторами, называют администраторами по счетам или администраторами по заявкам. Корпоративные (или институциональные) инвесторы обычно сотрудничают с особыми подразделениями брокерских контор. Также корпоративные клиенты пользуются услугами и более мелких брокерских фирм, которые непосредственно специализируются на обслуживании подобных инвесторов, не распыляясь на «частников». Кроме того выделяют и другие виды брокерских фирм, такие например, как региональные брокерские фирмы, которые занимаются сделками в пределах той или иной географической зоны. Это может быть связано как с их преимущественной работой на определённой фондовой бирже, так и с тем, что ценные бумаги, по которым заключаются сделки, могут быть связаны с компаниями, расположенными или ведущими свою деятельность преимущественно в данном регионе мира или какой-либо страны.
Существуют также и брокеры с пониженными комиссионными выплатами, которые предлагают более узкий спектр услуг – например, не оказывают никаких консультаций, не предоставляют аналитических выкладок, а просто выполняют конкретные поручения клиентов по покупке-продаже ценных бумаг. При этом специалисты советуют при выборе брокерской конторы исходить, во-первых, из перечня предлагаемых брокером услуг, во-вторых, из его деловой репутации и надёжности. Брокера целесообразнее подбирать по тому объёму услуг, который понадобится инвестору (кому-то достаточно того, чтобы его указания по сделкам на рынке просто выполнялись, а кому-то нужна дополнительная информация и консультация). Ну, а репутация в условиях, когда появляется множество контор, обещающих большие прибыли при почти нулевых комиссионных, это залог надёжности капиталовложений инвестора.
Александр Бабицкий